Михаил Юркевич со своими "Максимами" сражался не только с немецкими солдатами, но и с самолётами. Истории последних ветеранов собирает гомельский журналист Дима ЧЕРНЯВСКИЙ.
ЛИЦА ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Авторский проект Дмитрия ЧЕРНЯВСКОГО, Гомель
Серия 51. Освобождал Гомель и расписался на Рейхстаге
26 ноября 1943 года войска Красной армии вошли в Гомель, из которого бежали немецкие оккупанты. Осталось немного тех, кто был причастен к этому событию. Среди них Михаил Юркевич. Старший сержант пехоты, пулемётчик, ставший танкистом, он форсировал Днепр под Лоевом, освобождал Речицу, участвовал в кровопролитных боях под Бобруйском
На гомельской земле
Российского парня с Брянщины сразу же после освобождения родных мест в сентябре 1943 года призвали в Красную армию. После ускоренной подготовки пехотинцу доверили пулемёт "Максим".
- Запомнился мне первый бой под деревней Хальч. Я бил тогда по врагу из пулемёта, да так, что он раскалился от долгой стрельбы, - делится эпизодом Михаил Никифорович. - А когда наш батальон вступил 11 октября 1943 года в Новобелицу, в моём распоряжении были уже четыре пулемёта "Максим", но мне не пришлось открывать огонь. Фашисты испугались, что им придёт конец, бросили всё и ушли за Сож в Гомель. Там они и закрепились.
Серьёзных боёв за Новобелицу, по словам ветерана, не было, а только несколько стычек с немцами, которые при отступлении подожгли многие дома.
- Горело всё кругом, - вспоминает фронтовик. - Нас окружали одни развалины. Было страшно жарко на улицах и жалко полыхающие дома.
Но на этом трудности красноармейцев не закончились. Через некоторое время немцы стали обстреливать Новобелицу из артиллерии.
- Били крепко с возвышенного берега парка, - добавляет Михаил Юркевич.
Как известно из истории, понадобилось ещё более месяца, чтобы прогнать неприятеля из Гомеля.
Из пехоты в танкисты
Свой первый орден Красной Звёзды Михаил Никифорович заслужил в бою у польского города Дембица, где уничтожил, как записано в наградном листе, 10 немецких солдат и не раз пулемётным огнём отражал атаки вражеских самолётов, пытавшихся бомбить боевые порядки бригады. Но особенно хорошо запомнился Михаилу Юркевичу эпизод штурма укреплений под Варшавой. На броне танка вместе с другими пехотинцами он пошёл в атаку. Прямым попаданием в машину были убиты почти все бойцы десанта и два члена экипажа, но пушка Т-34 была ещё жива.
- Ребята, недолго думая, посадили меня за орудие, и я стал бить по врагу, - вспоминает фронтовик. - В результате нам удалось остановить контрнаступление немцев. После этого сражения я стал танкистом.
Там же, в Польше, Михаил Никифорович был награждён медалью "За освобождение Варшавы", а высокую солдатскую награду, орден Славы III степени, получил при форсировании Одера.
- Мы захватили плацдарм, но в какой-то момент продвижение Красной армии остановилось. Немцы наседали со всех сторон, - вспоминает Михаил Юркевич. - Кругом развалины зданий, мешающие орудию Т-34 вести поражающий огонь. За пулемётом в танке остался мой товарищ, а я решил вылезти из машины и осмотреться. Увидел брошенные немцами фаустпатроны и, недолго думая, стал бить из них по немецким укреплениям.
Позже меткий солдат был награждён орденом Отечественной войны, медалями "За взятие Берлина", "За победу над Германией". И хотя танковый экипаж Михаила Юркевича Рейхстаг не штурмовал - брал в это время железнодорожный вокзал немецкой столицы, - доблестный воин оставил свой автограф на историческом здании. А в послевоенные годы Михаил Юркевич 21 год служил в милиции, где продолжал оставаться образцом мужества. Так, однажды во внеслужебное время он спас тонущую девушку. Но это уже другая история…
От редактора канала «Белорус и Я» Честно говоря, когда мы с Димой только начали транслировать его проект «Лица Победителей» в Дзен, и представить не могли, что найдутся «любители арифметики», которые начнут скрупулёзно высчитывать, сколько сейчас должно быть лет ветеранам – героям интервью, сколько им было, когда началась война и даже сколько, когда она закончилась. А потом радостно визжать в комментариях, что «автор облажался!»
Специально для таких «проДвинутых». Собирать интервью с ветеранами журналист газеты «Гомельские Ведомости» Дмитрий Чернявский начал ещё в 2014 году. То есть, в этом году проекту исполняется 10 лет, но он продолжается. За эти 10 лет Дима собрал уже больше 130 интервью. Проект, кроме собственно публикаций в газете, вылился в несколько фотовыставок, одна из которых прошла в стенах Государственной Думы РФ. В прошлом году по его материалам был издан альбом «Устами фронтовиков», обложкой которого мы начинаем все материалы Дзен-воплощения проекта. В мае проект "Устами фронтовиков" получил премию "Золотая литера" как лучший исторический проект в Республике Беларусь.
Тем же, кто пытается нас учить, что «негоже ставить интервью 2014 года», отвечу: такие интервью я ставил и ставить буду. Считаю, что их надо ставить и в 2024-м, и в 2034-м, и в 3334-м. Это живая память о величайшей трагедии, только сохранив её мы можем остаться людьми.
И математика (которую, как бывший студент мехмата МГУ, нежно люблю) здесь не причём.
Другие материалы проекта здесь:
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ, Гомель
Фото: Евгений ПИСАРЕНКО, waralbum.ru
© "Белорус и Я", 2025