Мы живем в мире, где власть, влияние и авторитет играют ключевую роль в нашем поведении. От школьного учителя до корпоративного руководителя, от политического деятеля до священнослужителя — фигуры авторитета окружают нас повсюду. Но почему мы часто склонны подчиняться этим фигурам, даже если это противоречит нашим моральным убеждениям? Ответ на этот вопрос был глубоко исследован в экспериментах психолога Стэнли Милгрема, проведённых в начале 1960-х годов. Его работы стали основой для обсуждения не только психологии послушания, но и этики, морали и даже философии власти.
История эксперимента
Эксперименты Милгрема, проведённые в период с 1961 по 1962 год в Йельском университете, были задействованы на фоне нарастающих дискуссий о нацистских военных преступлениях во время Второй мировой войны. Милгрем, наблюдая за тем, как обычные люди могли стать соучастниками ужасных преступлений, стремился понять механизмы, которые способствовали такому поведению. Он задавал себе вопрос: могут ли люди, обладая нормальными моральными принципами, действовать против своей совести, следуя указаниям авторитетной фигуры?
В своих исследованиях Милгрем использовал такую конструкцию: испытуемые были «учителями», они были призваны для того, чтобы проводить тесты на «учениках», которые на самом деле были актерами, и играли роли. Учителя не знали о том, что ученики подставные. За каждый неверный ответ учителя ученик должен был получать электрический удар, который с каждым неверным ответом увеличивался. Максимальное значение удара могло достигать 450 вольт. Но на самом деле никакого удара не было. Задача учеников (актеров) была делать вид, что им больно. Ученики кричали от боли, извивались и всячески имитировали свои вымышленные ощущения.
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, будут ли учителя слушать приказы руководителей эксперимента проводить опыт несмотря на страдание учеников. В некоторых случаях, ученики даже имитировали смерть, что должно было бить по совести учителей и побуждать их отказаться продолжить эксперимент.
По итогам эксперимента Милгрем обнаружил, что около 65% участников были готовы «доставить» смертельные разряды в 450 вольт, несмотря на явные жалобы и страдания со стороны «ученика». Эти результаты шокировали многих и стали предметом активных дебатов в научных кругах и обществе в целом. Как так получилось, что обычные люди смогли причинить вред другим, следуя указаниям фигуры, обладающей авторитетом? Чтобы понять это, важно рассмотреть несколько ключевых факторов, которые создают этот феномен.
Как мы уже поняли, большинство учителей не смогло отказать руководству и поддалось обстоятельствам.
Авторитет как принцип
Во-первых, роль авторитета в нашем поведении является мощным психологическим фактором. Психологи, такие как Станислав Гроф и Даниэль Канеман, рассматривают нас как социальные существа, для которых нормы и предписания общества играют основополагающую роль в принятии решений. В своих работах Сигмунд Фрейд указывал, что внутренние конфликты между суперэго и эго часто приводят к противоречивым действиям, которые могут быть разрешены под влиянием авторитета. Милгрем продемонстрировал, как мощное влияние личности, обладающей властью, может преодолеть индивидуальную мораль и человечность.
Дистанция между действиями и последствиями
Другим важным аспектом является дистанция между действиями и их последствиями. Когда индивидуумы воспринимают свои действия как далекие от конечной жертвы, они могут легче забыть о моральной ответственности. В эксперименте «учителя» не видели жертву лицом к лицу, что облегчало ситуацию и позволяло им воспринимать свою роль в роли просто «исполнителя указаний». Этот концепт активно обсуждается в теории моральной разобщенности, выдвинутой такими учеными, как Филип Зимбардо, который также провел свой знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент, демонстрируя, как люди могут действовать агрессивно, когда изолированы от своих моральных норм.
Социальная идентичность и группы
Кроме того, Краткая концепция социальной идентичности, сформированная Гербертом Тэджфелем и Джоном Тернером, оказывается крайне важной в контексте экспериментов Милгрема. Испытуемые были вовлечены в группу, что придавало дополнительный смысл их деятельностям. Когда мы видим себя частью группы, которая следит за заданными правилами и нормами, мы склонны подчиняться их требованиям, а также игнорировать «вне» моральные нормы.
Этика эксперимента
Несмотря на его важность, эксперименты Милгрема ставили множество этических вопросов. Что происходит, когда участники подвергаются психологическому стрессу? Психологи изучают не только поведение, но и возможные последствия для участников эксперимента. Милгрем столкнулся с серьезной критикой со стороны своих коллег, указывавших на моральную ответственность за причинение страданий испытуемым. Эти размышления послужили основой для создания более строгих этических норм в психологии и позволили проверить принципы, нарушенные в исследованиях с участниками.
Итоги и дальнейшие исследования
Эксперименты Милгрема вызывают не только интерес, но и множество вопросов, которые до сих пор остаются актуальными. Как далеко будет готов пойти человек в имени авторитета? В 1970-х и 1980-х годах другие психологи провели аналогичные исследования, включая эксперименты Гарольда Келлера и Дэррела Гейта, подтверждая выводы Милгрема о послушании.
С течением времени эксперимент в Йельском университете стал основополагающим для изучения социальных структур, власти и расстояния между нами и нашими действиями. Его работа позволила учебным заведениям пересмотреть свои подходы к обучению и этике, рекомендовать более безопасные и уважительные методы работы с людьми.