Введение
Начиная с конца XX века, общество далёкого запада было свидетелем многих психологических экспериментов, которые не только выявили законы, которым подчиняется человеческое поведение, но и нередко шокировали своей жестокостью. Эксперимент Стэнфордской тюрьмы, проведенный в 1971 году, стал одним из самых влиятельных и обсуждаемых исследований в области социальной психологии. Его результаты изменили не только представления о человеческой природе, но и оказали долгосрочное влияние на правозащитные движения, образовательные программы и научные исследования в области психологии. В этой статье мы углубимся в детали этого эксперимента, его исторический контекст, незабываемые последствия и роль, которую он сыграл в понимании власти, подчинения и моральных границ. Давайте приступим!
Предпосылки эксперимента
В начале 1970-х годов в США продолжалось бурное время социальных изменений. Война во Вьетнаме, движения за гражданские права и феминизм бросали вызов устоям общества. В этом контексте профессор социальной психологии Стэнфордского университета Филипп Зимбардо задался вопросом: как простые люди могут совершают аморальные поступки в условиях, когда они находятся под властью системы? Он считал, что поведение людей изменяется в зависимости от социальных ролей и окружения.
Для проверки своей гипотезы Зимбардо разработал эксперимент, имитирующий тюремные условия. В качестве участников были привлечены 24 молодых мужчин, которые безупречно прошли отбор. Все они были арендованы за 15 долларов в день, поэтому привлечь внимание молодежи было не сложно. Некоторые из них должны были стать охранниками, а другие — заключенными, выполняя заранее определенные роли в модели тюремной системы.
Условия эксперимента
Эксперимент проводился в подвале Стэнфордского университета в рамках специально построенной «тюрьмы», где создавались условия, максимально приближенные к настоящим. Заключенные были арестованы настоящими полицейскими, чего не ожидали ни они сами, ни зрители. На них были одеты простые халаты, и они получили номера, чтобы избавиться от их личной идентичности. Охранники же были одеты в униформу, с солнечными очками, чтобы скрыть свои глаза и эмоции. Это создавало атмосферу анонимности и безразличия, привнося элементы власти и подчинения.
По плану организаторов, в том числе и Филиппа Зимбардо, исследование должно было длиться всего две недели, однако, уже на шестой день эксперимента всё пошло не по плану. В конце шестых суток произошел резких поворот событий — участники эксперимента стали демонстрировать агрессию и страдание. Те, кто были выбраны охранниками, стали проявлять повышенную жестокость по отношению к заключенным.Вмешательство Зимбардо стало необходимым. Свидетели этих событий были в ужасе и опасались, что эксперимент пересекает допустимые рамки. Ситуация выходила из под контроля, это могло привести к неприятным последствиям.
Эволюция ролей — от охранника до хозяина
С первых дней эксперимента психологический контроль охранников начал постепенно нарастать. Через некоторое время «охранники» стали прибегать к физическому насилию и издёвкам над своими «жертвами». Они применяли различные методы, чтобы продемонстрировать свое превосходство, включая унижение заключенных психологически — заставляли выполнять работу на корточках, насмехались над заключенными и физически их запугивали. Охранники действовали с невиданной жестокостью и агрессией, что, по мнению Зимбардо, подтверждало его теорию о том, как власть может деформировать личные моральные установки, а также о способности человека к жестокости, когда он находится в позициях власти.
Давайте на секунду остановимся и вспомним, что заключенные и охранники — это одни и те же люди, которые были распределены по ролям с помощью жеребьевки. Но несмотря на это, даже в экспериментальных условиях, ситуация начинала становиться похожей на реальность. Охранники действительно вживались в роль.
Заключенный 8612
Тем временем, дух заключенных падал с каждым днём все сильнее и сильнее. Некоторые из них впоследствии начали демонстрировать признаки эмоционального расстройства, проявляя чувства гнева, страха и даже депрессии. Это становилось особенно осязаемым, когда один из заключённых начал демонстрировать явные признаки психического коллапса — он начал кричать о своей безвыходности... Мужчину тут же направили к психологу и на диагностику, чтобы облегчить его психологическое состояние. Позже он стал известен как «Заключенный 8612».
Психологические последствия и результаты
Научный отчет был опубликован в 1973 году в журнале International Journal of Criminology and Penology. В нем приводились данные о том, как охранники и заключенные начали ассимилировать свои роли до такой степени, что границы между ними размывались. Охранники становились агрессивнее, активно использовали физическую силу и проецировали свои страхи на заключенных, что приводило к декапитации нормального человеческого поведения.
Зимбардо пришел к выводу, что в таких условиях властные отношения активируют механизмы, которые прямо влияют на личные моральные установки. Он отметил, что сама структура власти имеет свою природу, которая предрасполагает к деструктивному поведению. В этом контексте исследование подтверждало то, что общественные условия порой оказывают более значительное влияние на индивидуальные выборы, чем личные моральные принципы.
Этические аспекты эксперимента
Этические вопросы в контексте эксперимента Стэнфордской тюрьмы стали центральными в научных обсуждениях. По завершении исследования многие его участники откликались на пережитые драмы с тревогой и недовольством, недоумевая, как это могло произойти с ними. Включение элементов психологической и физической агрессии вскоре заставило научное сообщество заниматься вопросами защиты участников и их прав.
В результате последующих обсуждений были созданы международные этические стандарты для проведения подобных исследований. Парламент постфактум установил правила для обращения с участниками исследований, акцентируя внимание на их безопасности и комфорте.
Влияние на культуру и современность
Эксперимент стал основополагающим для многих научных и социокультурных изменений. Он получил широкое признание и активно используется в образовательных программах, фильмографии и даже в большинстве массовых исследований. Так, этот эксперимент оказал влияние на такие социальные движения, как Black Lives Matter, поднимая вопросы о системном расизме и угнетении, которые по-прежнему актуальны в современном обществе.
Когнитивное фокусирование на конфликте "когда люди теряют свою идентичность" находится в центре серьезных дискуссий о том, как поведение меняться в зависимости от окружения и взаимодействия внутри групп. Он служит напоминанием для обществ, которые борются с угнетением и равенством.
Еще одним важным моментом взаимодействия можно считать вопрос коллегиальности и влияния на нейтральных наблюдателей. Социальные авторитеты и исследовательские объекты часто поднимают подобные исследовательские рамки, создавая темы для обсуждения и анализа.
Заключение
Эксперимент Стэнфордской тюрьмы остается важным и сложным исследованием, которое поднимает вопросы о человеческой природе, власти и моральных принципах. Его результаты показывают, как контекст и социальные роли могут глубоко влиять на поведение индивидов, даже если они изначально были моральными и добрыми.
Несмотря на критику и этические вопросы, возникшие вокруг эксперимента, его значения нельзя недооценивать. Он стал основополагающей точкой для дальнейших исследований в области социальной психологии и остался актуальным в контексте современной борьбы за справедливость и равенство.
Эксперимент стал также напоминанием о важности самокритики и морального выбора в условиях власти. Это всеобъемлющее изучение показывает, что, даже будучи добрыми от природы, люди могут изменить свое поведение, если оказываются в ситуации, где власть и подчинение начинают преобладать. Таким образом, эксперимент Стэнфорда остается не только историческим событием, но и важным уроком для будущих поколений.