Найти в Дзене
Электромозг

Старый дневник КИП'овца, год 2010

Продолжаю исследовать свои старые дневники, наткнулся на описание ещё одной любопытной поломки... В пятницу на работе чуть не случилось ЧП. Автоматика закрыла проток воды в калорифер воздушной завесы на воротах склада и он мог разморозиться, если бы не сработала автоматика защиты, и тогда бы порвало трубы льдом ко всем чертям! Стал разбираться в причинах чтобы устранить проблему. Померил тестером — управляющее напряжение на выходе из щита автоматики в наличии. Пошёл мерить его на клапане — не смог снять крышку с блока автоматики клапана — винты заржавели. Пошёл за дрелью высверливать их ко всем чертям! Высверлил винты, снял крышку, меряю — опять напряжение на месте. Думаю — неужели обмотка двигателя исполнительного механизма погорела ко всем чертям? Проверил концевые микропереключатели — работают. Думаю — надо менять клапан. А клапан так стоит неудобно — в углу и прижатый к стенке, да ещё освещения нет нормального. И что-то так краем глаза смотрю — что-то в глубине конструкции исполни
Оглавление

Продолжаю исследовать свои старые дневники, наткнулся на описание ещё одной любопытной поломки...

25 января 2010 года. Нафиг, ко всем чертям!

В пятницу на работе чуть не случилось ЧП. Автоматика закрыла проток воды в калорифер воздушной завесы на воротах склада и он мог разморозиться, если бы не сработала автоматика защиты, и тогда бы порвало трубы льдом ко всем чертям!

Стал разбираться в причинах чтобы устранить проблему. Померил тестером — управляющее напряжение на выходе из щита автоматики в наличии. Пошёл мерить его на клапане — не смог снять крышку с блока автоматики клапана — винты заржавели. Пошёл за дрелью высверливать их ко всем чертям!

Высверлил винты, снял крышку, меряю — опять напряжение на месте. Думаю — неужели обмотка двигателя исполнительного механизма погорела ко всем чертям?

Проверил концевые микропереключатели — работают. Думаю — надо менять клапан. А клапан так стоит неудобно — в углу и прижатый к стенке, да ещё освещения нет нормального. И что-то так краем глаза смотрю — что-то в глубине конструкции исполнительного механизма не так.

Упёрся лысиной в побелку и завернул глаз за угол — а там, в глубине проводов, стоит ещё один микропереключатель, который уже даже не то, чтобы концевой, а совсем даже предохранительный. А шток, по которому ходит рычаг нажатия на этот микропереключатель весь погнут. Естественно рычаг до микропереключателя не достаёт, и напряжение поэтому на обмотку не приходит. Поэтому клапан и не открывается.

Думаю, как же его так согнуло то? И вообще, как он должен правильно стоять? Не пойму. Пошёл на склад развинчивать аналогичный клапан, чтобы посмотреть, как там внутри всё должно быть. Посмотрел в удобной обстановке и при свете, и всё стало ясно.

В общем, на базе полученной информации произвёл реконструкцию событий. Оказалось, что клапан при открытии не остановился, упёршись в концевой, а затем и в предохранительный микропереключатель, а стал открываться дальше, пока не свернул его ко всем чертям. Затем, при закрытии, зацепил его уже сверху, и вдавил вниз, погнув всю стойку с рычагом.

В общем вернулся назад, выпрямил всё, как положено, и задался мыслью, а почему клапан не остановился, упёршись в переключатель? Решил протестировать систему в работе. Включил. Наблюдаю. Вроде работает. Открылся, остановился. Закрылся, остановился. Снова открылся, остановился. Всё работает. Странно.

А завеса вообще-то включается при открытии ворот, а при закрытии выключается. При открытии на клапан подаётся напряжение открытия, при закрытии — закрытия. Я стою, думаю, а через ворота грузчики начали бегать. И смотрю, ворота открылись, клапан пошёл на открытие, а потом ворота сразу закрылись, а клапан не успел дойти до верхней точки, но... продолжил открываться, хотя должен был начать закрываться!

Меряю — напряжение приходит на закрытие, а клапан открывается! Естественно концевики не срабатывают, потому что размыкают линию открытия, а напряжение идёт по линии закрытия! Офигеть. Думаю — как же так?

Дальнейшее исследование феномена привело к выводу, что электродвигатель исполнительного механизма клапана не меняет направление своего вращения только в том случае, если между отключением напряжения на открытие и включением напряжения на закрытие не было паузы.

Но раньше то менял! Думаю — как же так? Схема предельно проста, из элементов — двигатель, микропереключатели да конденсатор между контактами открытия и закрытия. Вывод напрашивается сам собой — конденсатор. Как раз стоит в подозрительном месте! )))

Пошёл, снял конденсатор с другого исполнительного механизма, поменял его - и всё заработало! :)

Только вот в Интернете нигде не найду вменяемого описания схемы исполнительных механизмов, чтобы было описано назначение и принцип действия конденсатора, находящегося между полюсами открытия и закрытия. Понимаю, что элементарно, и можно самому догадаться, но хотелось бы почитать всё таки специалистов.

29 ноября 2010 года. Повторение поломки!

Сегодня на работе даже не успел настроить всем Интернет на новом маршрутизаторе. Мне сказали, что не работает воздушная завеса на воротах в ангаре. В общем, пошёл разбираться.

Оказалось повторение ситуации начала года — на приводе клапана калорифера двигатель не менял направления вращения при быстрой переброске напряжения с контакта открытия на контакт закрытия и наоборот со всеми вытекающими последствиями. В прошлом году проблема решилась заменой конденсатора на двигателе. За год сдох второй конденсатор?

Такое дело меня не устроило. Менять конденсатор не стал. Вместо этого решил поставить задержку в обесточенном состоянии при переброске напряжения с открытия на закрытие и наоборот.

Автоматику этой завесы я собирал очень давно, ещё в прошлом веке (в начале девяностых). Схемы не сохранилось. Поэтому глубоко в кишки влезать не стал, а просто вычленил контакты, на которые подавалось напряжение при открытии и при закрытии, и стал работать только с ними.

Повесил на контакт открытия модифицированное тут же (собранное специальным образом из двух) воздушное реле времени. Теперь на одном выключателе реле делало задержку при включении, а на другом — при выключении. Тот же контакт открытия пробросил через выключатель включения, а контакт закрытия — через контакт выключения. В общем, особенно не парился. Схема заработала.

Проблема возникла с креплением воздушного реле. На монтажной панели места уже не было. Хотел закрепить его на внутренней стенке металлического шкафа — так не смог просверлить в ней отверстия — розетки рядом не работали, а подкручивать к вилке напряжение проводами из шкафа было лень.

В итоге обнаружил на дверце пластиковый фрагмент, продырявил его тонкой отвёрткой и прикрутил реле саморезами к нему. В общем, получилось даже симпатично и довольно удобно для доступа.

В заключение выпрямил в исполнительном механизме клапана погнутые детали, отрегулировал, и запустил систему в работу. Провозился со всем этим примерно часа четыре. Устал. :(

Заключение

На сегодня всё. Ставьте нравлики и поддержите канал донатами! Удачи! :-)