Найти в Дзене

Три вредных аспекта нашего ума, которые не позволяют жить счастливо

Читаю сейчас биографию Будды, в которой разбираются разные принципы буддизма. Мне интересен буддизм, так как я давно практикую медитацию, поэтому периодически я подпитываю свой интерес. Так вот в тибетском буддизме существует три "яда", которые мешают нам быть счастливыми. Это неведение (оно же невежество), злоба и вожделение. Их олицетворяют разные животные. Невежество - свинья, вожделения - петух, а злобу - змея. Самое любопытное, что со злобой нам, людям, с западным мировоззрением, всё вроде бы ясно. Злоба - истощает, отсюда такая популярность курсов по управлению гневом, а также множества техник про то, как экологично проживать свою злость. С вожделением дела обстоят хуже. Петух олицетворяет любые привязанности и жажду наслаждений. Так как мы живём в обществе потребления, то мы сильно привязаны к вещам, жаждем потреблять приятные эмоции, стремимся к новым впечатлениям. Современная культура соц.сетей успешно подпитывает эти желания. Возможно, поэтому, осознать в чём "яд" вождел

Читаю сейчас биографию Будды, в которой разбираются разные принципы буддизма.

Мне интересен буддизм, так как я давно практикую медитацию, поэтому периодически я подпитываю свой интерес.

Так вот в тибетском буддизме существует три "яда", которые мешают нам быть счастливыми. Это неведение (оно же невежество), злоба и вожделение.

Их олицетворяют разные животные. Невежество - свинья, вожделения - петух, а злобу - змея.

Самое любопытное, что со злобой нам, людям, с западным мировоззрением, всё вроде бы ясно. Злоба - истощает, отсюда такая популярность курсов по управлению гневом, а также множества техник про то, как экологично проживать свою злость.

С вожделением дела обстоят хуже. Петух олицетворяет любые привязанности и жажду наслаждений. Так как мы живём в обществе потребления, то мы сильно привязаны к вещам, жаждем потреблять приятные эмоции, стремимся к новым впечатлениям. Современная культура соц.сетей успешно подпитывает эти желания. Возможно, поэтому, осознать в чём "яд" вожделения нам сложнее.

Но самая "засада" находится в третьем аспекте: невежестве и неведении, которые символизирует свинья.

В тибетском буддизме "неведение" - это самый смертельный из трех ядов. Это именно та отправная точка, которая запускает процесс причинно-следственных связей и приводит к страданию.

Вред невежества в том, что из-за него абсолютным и истинным воспринимается то, что таковым не является. Это заблуждения, которые человек принимает за правду и может навязывать её другим.

Невежество - негативное состояние ума и самое опасное. Именно в неведении берут начало другие омрачения и яды - вожделение и злоба.

Противоположное состояние неведению - это осознанность. И повышением осознанности (если мы не будем брать стремление к просветлению), помимо медитации, в том числе, занимается психотерапия.

Именно благодаря психотерапии, мы начинаем потихоньку разбирать наши убеждения и оставляем те из них, которые истинны и касаются лично нас. Мы вносим свет в глубину нашей личности и убираем всё то, что отказывается ложно по отношению к нам, и миру, в целом.

Мы начинаем обретать уверенность и устойчивость в жизни, отпуская и исключая из неё, откровенно вредные и токсичные отношения/занятия/психологические механизмы. Благодаря данному процессу, у человека меняется восприятие себя. Человек учится проявлять себя и занимает то место в жизни, которое принадлежит ему по праву. А совсем не то, которое человеку внушили в родительской семье или он занял сам, опираясь на голос внутреннего критика.

Обесценивание, неуважение к достойным и разным сторонам собственной личности, отказ себе в заботе и поддержке - это "омрачения", с которыми, я как психолог, часто сталкиваюсь в работе с клиентами.

Поэтому, повышение осознанности считается одной из самых важных задач психотерапии (в независимости от того, с каким запросом обратился человек, так как развитие осознанности всегда сопровождает процесс самопознания и саморазвития).

Что делать с вышеописанным? Ничего, можно просто поразмышлять об этом:

- Какую долю в вашей жизни занимают злоба, вожделение и невежество?

- Какую долю они занимают в мире?

- Что можно делать лично вам, чтобы этих трех аспектов в вашем пространстве становилось меньше?

- Как вы считаете насколько вы осознанны? (то есть, понимаете, что с вами происходит в данный момент времени)

И, напоследок, мне вспомнилась фраза из книги Ошо "Осознанность":

Пробужденные живут в одном общем мире. Каждый из спящих - в своём собственном.

Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал!

Мой телеграм-канал - в нем можно читать больше интересных материалов, участвовать в рассылках метафорических карт, а также следить за анонсами мероприятий

Фото автора
Фото автора

#буддизм #осознанность #тибетскийбуддизм #психотерапия