Найти в Дзене
Уютный уголок | "Рассказы"

Меня называли неудачницей. А я просто выбрала свой путь.

— Мама, я не могу приехать на выходные, я готовлюсь к выставке.

— Какая выставка важнее юбилея родной матери? Шестьдесят лет бывает раз в жизни! Твоя сестра летит из другого города, а ты не можешь проехать сорок минут на электричке?

— Это международная выставка. Экспонаты уже в музее, и если я сейчас всё брошу...

— О боже, Ирина! — перебила мать. — Вот такое отношение и привело к тому, что в тридцать четыре года ты одна. Лена как-то умудряется и детей растить, и о родителях заботиться.

Ирина прикрыла глаза. Этот разговор повторялся из года в год.

— Я не одна, у меня...

— Что у тебя? Твои разбитые черепки? — перебила мать. — Мы же беспокоимся. Время идёт, а ты всё живёшь ради работы.

— Мама, давай я приеду после выставки. Привезу тебе подарок, и мы всё отметим.

— Подарок? Мне не нужен подарок. Мне нужно, чтобы моя дочь была на моём юбилее!

Ирина посмотрела на часы. Директор ждал её на совещании.

— Хорошо, я приеду. Но только на день. В воскресенье я должна вернуться к открытию.

— Вот и хорошо, — тон матери мгновенно изменился. — Лена встретит тебя на вокзале в субботу.

Ирина всегда была другой. Обладая феноменальной памятью и чувством прекрасного, она не интересовалась тем, что считала пустым. Математику и литературу она сдавала блестяще, а уроки труда вызывали у неё отторжение.

— У всех дети как дети, а моя только книжки читает, — говорила мать.

Сестра была полной её противоположностью. Лена, которая была младше на три года, с рождения знала, чего от неё ждут. Она была душой компании, хорошо готовила, нравилась мальчикам и мечтала о большой семье.

— Вот с кого нужно брать пример, — повторяла мать, когда Ирина отказывалась от семейных посиделок ради чтения или посещения музея.

Лена вышла замуж в двадцать лет, родила в двадцать один. К тридцати годам у неё было трое детей, дом и титул «идеальной матери» в семье.

А Ирина влюбилась в реставрацию. Её завораживала возможность прикоснуться к прошлому, вернуть к жизни утраченное. Она открыла для себя кинцуги — японское искусство реставрации керамики с использованием золота. Вместо того чтобы скрывать повреждения, мастера подчёркивали их, превращая шрамы в часть красоты.

После института она устроилась в музей. Пять лет осваивала европейские техники, изучая кинцуги. Два года назад представила свою модификацию, позволяющую более деликатно работать с древними артефактами.

Директор музея выделил ей лабораторию и право набрать команду. Теперь, после нескольких месяцев подготовки, она готовилась к международной выставке «Исцеляющее золото».

Но для семьи всё это было лишь странным увлечением неудачницы, которая не смогла устроить «настоящую жизнь».

Родительский дом встретил Ирину суетой. Сестра с мужем и детьми, родственники — все собрались, чтобы отпраздновать юбилей.

— Наконец-то и наша отшельница пожаловала! — объявила тётя Валя, когда Ирина вошла.

— Здравствуйте, — Ирина протянула матери букет и коробочку с серьгами.

— Спасибо, дочка, — мать чмокнула её в щёку. — Ты бы хоть накрасилась, а то совсем бледная.

— Это же реставратор! Ей нельзя краситься, вдруг косметика повредит экспонаты, — сказала Лена, входя с подносом. — Привет, сестрёнка.

— Привет, — Ирина улыбнулась. Несмотря на подколки, она любила Лену.

— Как твои черепки? — спросила Лена, когда они оказались на кухне. — Мама изводится, что у тебя нет личной жизни.

— У меня всё хорошо. Завтра открывается моя международная выставка.

— Ух ты, — Лена на секунду выглядела впечатлённой, но вернула ироничную улыбку. — Надеюсь, ты там хоть с кем-нибудь познакомишься?

— Я не одинока. У меня работа, друзья...

— Друзья — это не семья, — отрезала Лена. — В старости друзья не подадут тебе стакан воды.

— А мой муж даже сейчас не подаёт мне его, — вдруг добавила она с горькой усмешкой.

— У вас с Игорем проблемы? — спросила Ирина.

Лена моргнула, словно очнувшись.

— Господи, какая разница. Всё нормально. По крайней мере, у моих детей есть отец. А это главное.

Когда они вернулись в гостиную, мать представляла Ирине нового соседа — мужчину с залысинами.

— Валерий недавно развелся. Работает в строительной сфере, — многозначительно сказала мать.

Ирина кивнула и отошла к окну. Её телефон завибрировал — сообщение от директора: критик из Франции прилетел раньше и хотел встретиться сегодня.

— Кто там пишет? — спросила мать. — Надеюсь, не твоя работа? Сегодня ты с семьёй.

— Вообще-то, мне нужно уехать вечером, — сказала Ирина. — Прилетел важный гость выставки.

Мать замерла с бокалом.

— Что значит «уехать»? Мы только сели за стол! Торт ещё не подали!

— Мне жаль, но это важно для меня.

— Важнее, чем юбилей матери? — вмешалась тётя Валя.

— Она всегда такая, — фыркнула Лена. — Вечно убегает из-за своих камней и черепков.

— Это не просто черепки, — Ирина выпрямилась. — Это моя работа, моя карьера. Ты хоть раз видела, чем я занимаюсь?

— А зачем мне это видеть? Я нашла своё место в жизни. Муж, дети — это настоящее.

— Хватит, — твёрдо сказала Ирина. — Я терпела это годами. Моя работа — это искусство. Я возвращаю к жизни разрушенное, показываю красоту там, где другие видят только поломку. И я не позволю вам обесценивать это только потому, что это не вписывается в ваше представление о женском счастье.

В комнате воцарилась тишина.

— Ирина, как ты разговариваешь с семьёй? — глаза матери наполнились слезами. — После всего, что мы для тебя сделали...

— Что вы для меня сделали? — спросила Ирина. — Когда я получила первую награду, кто-нибудь из вас пришёл на церемонию? Когда меня пригласили в Париж, кто-нибудь хотя бы спросил, как всё прошло? Вы говорите, что беспокоитесь обо мне, но вас беспокоит только то, что я не соответствую вашим ожиданиям.

— Как ты можешь... — начала Лена, но Ирина подняла руку.

— Я люблю вас. Но я больше не буду извиняться за то, кто я есть и что для меня важно. Это мой выбор, моя жизнь.

Она повернулась к матери:

— Мама, прости, но я должна уехать. Завтра после выставки я приеду и привезу тебе билет на открытие моей следующей экспозиции. Я хочу, чтобы ты увидела, как я живу.

Ирина вышла в коридор. За спиной она услышала шаги. Это была её племянница Ира, старшая дочь Лены, названная в её честь.

— Тётя Ира, можно спросить? — тихо сказала девочка.

— Конечно.

— Это правда, что ты восстанавливаешь разбитые вещи? Делаешь их снова красивыми?

— Да. Я использую технику кинцуги — заполняю трещины золотом, чтобы подчеркнуть историю предмета, а не скрыть её.

— Это так круто. А можно посмотреть?

Ирина достала пригласительный и протянула племяннице:

— Приходи завтра на открытие. Я всё тебе покажу.

— Ира! Ты где? Иди помогать! — раздался голос Лены.

Племянница бросила тревожный взгляд.

— Не говори маме, — прошептала она, пряча билет. — Она не разрешит.

— Я поговорю с ней, — сказала Ирина. — Искусство не должно быть под запретом.

Музей был полон людей. Критики, коллекционеры, журналисты — все собрались, чтобы увидеть новую технику реставрации.

Ирина стояла у центрального экспоната — вазы династии Мин, золотые швы которой переливались в свете ламп. Она чувствовала странную лёгкость после вчерашнего разговора с семьёй, словно разрушила невидимую стену.

— Мадемуазель Соколова, ваша работа произвела на меня впечатление, — директор подвёл к ней француза. — Эта техника революционна.

— Благодарю, — Ирина перешла на английский. — Я считаю, что наши шрамы — это часть нашей красоты. Их не нужно скрывать.

— Философия кинцуги резонирует с современным миром. Мы слишком часто пытаемся скрыть свои недостатки.

Ирина заметила знакомую фигуру. В углу зала стояла её племянница, а рядом с ней — Лена.

Извинившись перед гостями, она подошла к ним.

— Лена? Что ты здесь делаешь?

Сестра выглядела смущённой:

— Ира вчера не могла уснуть, всё говорила о твоей выставке. А когда я нашла у неё пригласительный... Я решила, что должна своими глазами увидеть, что так захватило мою дочь.

— Мама, смотри! — воскликнула племянница, указывая на вазу. — Видишь эти золотые линии? Они не скрывают трещины, а делают их частью красоты!

— Да, вижу, — Лена рассматривала экспонат. — Это впечатляет.

Она повернулась к Ирине:

— Извини за вчерашнее. Я никогда не видела твою работу... не понимала.

— Всё в порядке. Хочешь, я проведу вам экскурсию?

Они шли по залу, и Ирина рассказывала об истории экспонатов, о технике, о философии принятия несовершенства.

— Когда ты говоришь об этом, я начинаю понимать. Это действительно искусство.

— А мама пришла? — спросила Ирина.

Лена покачала головой:

— Она всё ещё обижена. Но я покажу ей фотографии. Может быть... в следующий раз.

Она посмотрела на золотые швы. Иногда разбитые вещи нельзя вернуть в прежнее состояние. Но можно создать что-то новое — столь же ценное, но иное.

— Если тебя интересует реставрация, ты могла бы приходить ко мне в лабораторию, — сказала она племяннице. — Я бы показала тебе основы.

— Правда? — девочка посмотрела на мать.

Лена помедлила, но кивнула:

— Думаю, это было бы интересно. Для неё. И, может быть... для меня тоже.

Ирина улыбнулась. Может быть, золотые швы способны соединять не только керамику, но и людей. Не скрывая трещин, а делая их частью общей истории.

— Я не чиню сломанные вещи, — сказала она. — Я просто помогаю им рассказать новую историю.

НАШ - ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ.