Найти в Дзене

Путешествие по московскому метрополитену. Ⓜ️🚉🚆Часть 1. Кольцевая линия

Путешествие по пяти линиям и 73 станциям Петербургского метро заняло пять недель. Очень много нового узнала и разглядела за время покатушек. Наметила следующий гештальт- исследовать метрополитен Москвы. Но в Москве линий целых 15, а станций 274! Это примерно на 3 месяца еженедельных покатушек, а так как приезжаю сюда урывками, на выходные, наверное вообще на год растянется проект 😜 Но, в каждом деле- главное начать, а дальше как пойдет. В апрельские выходные выдалось 2 свободных часа в столице, решила начать исследование глубин и прокатиться по кольцевой линии. Поехали смотреть!

Фото из интернета
Фото из интернета

Спустилась вниз на Комсомольской. Одна из любимых станций и ,кажется, ни один приезд без нее не обходится, приезжаю-уезжаю обычно с Ленинградского вокзала. Но каждый раз все равно продолжаю ее восхищенно разглядывать и фотографировать 📸

Вход на станцию
Вход на станцию

Апофеоз сталинского ампира, станция задумывалась как символические «ворота Москвы»- так и есть, она одна из самых загруженных , с миллионным пассажиропотоком, именно сюда обычно впервые попадают все приезжающие в столицу.

-3

-4

Первое, что привлекает внимание и заставляет застыть, задрав голову и открыв рот- потрясающе красивые потолки, украшенные мозаикой и массивной люстрой.

-5

Своды «Комсомольской» украшают 8 мозаик. Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году- вместо Сталина теперь Ленин😎

-6

-7

-8

Вообще, в первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года хотели построить линию значительно дальше от центра.

 В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года.

Известный московский архитектор А.Щусев за проект «Комсомольской» был посмертно награжден Сталинской премией.
Известный московский архитектор А.Щусев за проект «Комсомольской» был посмертно награжден Сталинской премией.

Едем дальше, следующая станция- «Курская»!

-10

Открытие станции состоялось 1 января 1950 г. На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. 

Курская
Курская

Архитектура станции строгая-лаконичная, напоминающая древние храмы 🏛️

-12

Можно пересесть на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии или на станцию «Чкаловская».

-13

На потолке очень красивый геометричный кессон.

-14

-15

Едем дальше, следующая станция- Таганская!

-16

Украшена майоликовыми панно на военную тематику. В центре композиций - круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия войск.

-17

-18

Можно разглядеть моряков, танкистов, артиллеристов, лётчиков, кавалеристов, пехотинцев, железнодорожников, партизанов. Всего панно 32, каждый класс восславляемых повторяется по четыре раза.

-19

Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых — белый, очень красивое сочетание.

-20

Со станции можно перейти на «Марксистскую» или «Таганскую» Краснопресненской линии.

Ну а мы едем дальше, следующая станция-«Павелецкая»!

Павелецкая
Павелецкая

-22

Оформление станции посвящено теме сельского хозяйства и плодородия советских земель 🍓🥕🥔

-23

-24

-25

В торце- красивая смальтовая мозаика «Преобразование природы».

-26

Стены украшены ажурными розетками .

-27

Едем дальше, следующая станция- «Добрынинская»!

-28

-29

Оформление этой станции посвящено теме труда советского народа. В нишах пилонов расположены 12 тематических барельефов.

-30

Перронный зал станции спроектирован архитектором Леонидом Павловым под впечатлением от храма Покрова на Нерли. В торце станции- мозаика «Утро космической эры» 🚀- мать и дитя на фоне открытого космоса.

-31

-32

Едем дальше, следующая станция- «Октябрьская»!

Октябрьская
Октябрьская

Эта станция- посвящение воинам, погибшим в годы Великой Отечественной.

-34

Перрон станции украшен медальонами с профилями военных.

-35

В конце зала — арка с решеткой, подсвеченное пространство за ней символизирует светлый послевоенный мир. Трогательно и торжественно одновременно!

На полу многих станций- значки, подсказывающие место для лучшего фото на фоне
На полу многих станций- значки, подсказывающие место для лучшего фото на фоне

В центре зала- пересадка на одноименную станцию Калужско-Рижской линии
В центре зала- пересадка на одноименную станцию Калужско-Рижской линии

Едем дальше, следующая станция-«Парк культуры»!

Парк Культуры
Парк Культуры

Меня всегда удивляло, почему «Парк Культуры» достаточно далеко от ЦПКиО им Горького, в честь и для которого ее построили(гораздо проще и удобнее добираться от «Октябрьской» ведь так?) Но, видимо так исторически сложилось , станцию хотели переименовать в «Крымский мост», но не стали.

-39

Пилоны украшены 26 барельефами , изображающими отдых советской молодежи( культурный, разумеется 😜)

-40

А культурный отдых предполагает чтение, балет и театр, моделирование-конструирование, шахматы,флористику и занятия музыкой. И никаких вам дискотек с выпивкой и сигаретками, ну и этого, на букву с- его тоже ни-ни😀

-41

-42

-43

-44

-45

-46

Все правильно, культурно поработал- культурно отдохни! Вдохновившись и отдохнув душой и глазом, едем дальше, следующая станция - «Киевская»!

-47

Тоже очень красивая станция, неоднократно и надолго тут залипала, разглядывая мозаики. Тема оформления- дружба народов и культурное взаимовлияние.

-48

-49

-50

-51

-52

-53

-54

Все мозаики оформлены в массивные и очень красивые рамы, у меня на этой станции каждый раз ощущение, что я не в метро, а на выставке в картинной галерее 🖼️

-55

Но пора ехать дальше, следующая станция- «Краснопресненская»!

-56

-57

Тема оформления станции- революционное движение ❗️

-58

Наверху- 14 барельефов, 6 из которых посвящены революции 1905 года, а другие 8 - революции 1917 года.

-59

-60

Среди сюжетов можно узнать «Восстание на броненосце «Потемкин», «Взятие Зимнего Дворца», «Залп Авроры», различные баррикады и стачки . Мне эта станция напомнила нашу «Площадь Восстания»- тоже красивая- мощная.

-61

-62

Мужеством и героизмом вдохновились сполна, едем дальше, следующая станция- «Белорусская»!

-63

Эту станцию тоже люблю, всегда казалась особенно уютной. Очень нравится пол с узором традиционной белорусской вышивки 🇧🇾

И потолки тоже потрясающей красоты!

-64

-65

Оформление станции также посвящено дружбе народов, культурному обмену и совместной победе в ВОВ.

-66

-67

-68

-69

Едем дальше, следующая станция- «Новослободская»!

-70

Эта станция в стиле арт-нуво/модерн меня поразила, кажется, впервые здесь оказалась!

-71

Оформлена 32 витражами, по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. На шести из них изображены люди разных профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном.

-72

-73

-74

На остальных - абстрактные геометрические узоры, цветы и пятиконечные звёзды.

-75

Как будто смотришь внутрь калейдоскопа, потрясающе красиво!

-76

Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР из стекла, предназначенного для католических костелов.

-77

В конце зала - мозаика «Мир во всем мире» по эскизам П.Д. Корина.

-78

Интересно, что первоначальный вариант выглядел так:

Фото из интернета
Фото из интернета

Но Корину пришлось дважды его переделывать. Сначала придрались к тому, что советская женщина слишком похожа на Мадонну- художник поменял позу и расположение младенца, чтобы избежать ассоциаций . А в 1966 году потребовалось изменить и верхнюю часть мозаики, заменив медальон со Сталиным на летящих белых голубей.

-80

Едем дальше, следующая станция- «Проспект мира»!

-81

До 1966 г станция называлась «Ботанический сад». Оформление также посвящено теме плодородия и хозяйственного труда советского народа.

-82

Колонны украшают фаянсовые медальоны с тружениками садов, полей и хозяйств .

-83

-84

-85

-86

Уголки колонн увенчаны хрупкими листьями и на контрасте-мощными серпами/молотами

-87

Хочешь - сей, а хочешь - куй! Что- нибудь да получишь! ⚒️🛠️

-88

Едем дальше, следующая станция- снова «Комсомольская»!

-89

-90

Вернулись и закольцевали -замкнули круг!

Поездка по 12 станциям кольцевой со всеми выходами и рассматриваниями заняла около 1,5 часов. Может быть, это и не самая красивая линия в московском метро, но точно нужная и важная 🫶 А впереди- еще ого-го, какой простор и масштаб для изучения подземки! Надеюсь продолжить в следующие приезды 😜

Схема метро Москвы
Схема метро Москвы