Найти в Дзене
GPM рассказывает

Бетонные корабли СССР и США — зачем вообще делали суда из цемента?

Звучит как шутка: бетон не плавает, зато хорошо тонет. Но в XX веке бетонные корабли реально существовали — и не где-нибудь, а в американском и советском флотах. Причём не как редкость, а как инженерный эксперимент, который дошёл до массового производства. Если коротко: время было тяжёлое, стали не хватало, а плавать надо. Первая волна интереса к бетонным кораблям пришлась на Первую мировую войну. Тогда США, Германия, Франция и даже Норвегия начали строить ферробетонные суда — это бетон, усиленный металлической арматурой. Но настоящая мода на такие корабли пришла уже во время Второй мировой. США построили более 100 таких судов, а СССР использовал технологию в послевоенное время, в основном для портовых нужд и речного флота. Да, но важно другое: корабль держится не за счёт материала, а за счёт вытесненного объёма воды. Если форма корпуса правильная, а плотность материала в пределах нормы — судно будет на плаву. Бетон в этом плане имеет интересные свойства: США использовали бетонные кора
Оглавление

Странный вопрос — а вы бы доверили свою жизнь бетонной посудине в открытом море?

Звучит как шутка: бетон не плавает, зато хорошо тонет. Но в XX веке бетонные корабли реально существовали — и не где-нибудь, а в американском и советском флотах. Причём не как редкость, а как инженерный эксперимент, который дошёл до массового производства.

Что вообще за идея такая — делать суда из бетона?

Если коротко: время было тяжёлое, стали не хватало, а плавать надо. Первая волна интереса к бетонным кораблям пришлась на Первую мировую войну. Тогда США, Германия, Франция и даже Норвегия начали строить ферробетонные суда — это бетон, усиленный металлической арматурой.

Но настоящая мода на такие корабли пришла уже во время Второй мировой. США построили более 100 таких судов, а СССР использовал технологию в послевоенное время, в основном для портовых нужд и речного флота.

Как это работало? Бетон — он же тяжёлый

Да, но важно другое: корабль держится не за счёт материала, а за счёт вытесненного объёма воды. Если форма корпуса правильная, а плотность материала в пределах нормы — судно будет на плаву.

Бетон в этом плане имеет интересные свойства:

  • Его легко формовать в нужную форму;
  • Он не ржавеет как сталь (хотя арматура внутри — да);
  • Он дешёв и доступен — особенно, если вокруг всё ушло на танки и пушки.
-2

Где их применяли? И были ли они вообще полезными?

США использовали бетонные корабли как:

  • баржи и танкеры (например, в составе конвоев);
  • плавучие склады и доки;
  • иногда даже как боевые единицы второго эшелона, но без фанатизма.

СССР пошёл по похожему пути: бетонные суда применялись в гражданском флоте — как несамоходные платформы, понтоны и плавмастера. Некоторые из них спокойно проработали десятилетиями.

Примеры:

  • Танкер SS Palo Alto (США) — построен в 1919 году, позже использовался как пирс.
  • Советские бетонные баржи — массово применялись для доставки грузов по рекам.
-3

Почему вообще не продолжили делать бетонные суда?

Есть несколько причин:

  • Масса — при той же грузоподъёмности бетонное судно получается тяжелее, чем стальное.
  • Хрупкость — бетон хуже переносит динамические нагрузки, особенно в шторм.
  • Трещины, микропоры и ремонт — если судно повреждено, чинить его не так просто, как стальное.

Короче, даже с усиленной арматурой бетон был компромиссом, а не настоящей заменой.

А выглядели они как?

Прямо скажем — не ахти. Угловатые, тяжёлые, визуально напоминали плавучие бетонные гаражи. Ни о какой скорости или манёвренности речи не шло. Но на фоне войны это была рабочая лошадка, когда других лошадей не было.

И всё же — было в этом что-то крутое

Сама идея — взять то, что ассоциируется с фундаментом, и заставить это плыть — уже достойна уважения. Эти суда спасали тонны грузов, работали в суровых условиях, пережили войны. Некоторые — до сих пор ржавеют в бухтах и выглядят вполне крепко.