Лето 1995 года. Петербург. Авторынок на проспекте Энгельса в те времена представлял собой настоящий Вавилон автомобильной торговли - сотни машин, выстроенных в хаотичном порядке, десятки перекупщиков, снующих между рядами, и постоянный гул переговоров.
Именно сюда мы с Сергеем отправились ранним утром в один из выходных дней в поисках его первого автомобиля. Серега только что получил крупную по тем временам премию - около пяти тысяч долларов. Для середины 90-х это были серьезные деньги, которых хватало на приличную «восьмерку» с пробегом или даже «девятку» в хорошем состоянии.
Мы заранее договорились: будем смотреть только отечественные автомобили, потому что с ними хоть как-то можно разобраться самостоятельно, если что-то пойдет не так.
Мы уже присматривались к ВАЗ-2108 1992 года выпуска, когда к нам подошел невысокий мужчина лет где-то под пятьдесят
Он был одет в какой-то костюмчик, врать не буду, а вот его манера говорить сразу мне запомнилась, выдавала в нем человека, который вероятно, когда-то работал на руководящей должности - он говорил размеренно, с расстановкой, с легким налетом менторства.
«Молодые люди, я слышал, вы ищете машину?» - примерно это он сказал. «Может, посмотрите мой вариант? Это получше вашей «восьмерки» будет.»
Он повел нас через весь рынок к дальнему ряду, где стояла серебристая Audi 80 B3 1988 года выпуска. Машина выглядела ухоженной - кузов без видимых вмятин, салон с неплохо сохранившейся кожей, на приборной панели скромный по тем временам пробег - всего 120 тысяч километров.
«Отдам за шесть тысяч», - сказал мужчина. «Документы все в порядке, техосмотр свежий, машина в идеальном состоянии.»
Мы с Сергеем переглянулись. Разница в тысячу долларов между этой Audi и «восьмеркой» казалась не такой уж существенной, учитывая, что перед нами была настоящая «иномарка», да еще и в таком приличном состоянии.
Осмотр машины на первый взгляд не вызвал подозрений
Двигатель заводился с полуоборота, коробка передач переключалась плавно, без посторонних шумов. Но как мы ошибались, скажу я вам...
Документы действительно были в порядке – техпаспорт, таможенные декларации, даже сохранившаяся сервисная книжка с отметками о регулярном обслуживании.
«Машина досталась от хозяина, а наследникам машина оказалась не нужна», - объяснил продавец, заметив наше замешательство, он добавил: «Я помогал с оформлением документов, вот теперь продаю.»
Сергей хотел побыстрей стать владельцем машины, поэтому согласился почти сразу. Через два дня он отдал деньги и подписал все документы, стал "счастливым" обладателем Audi.
Первые дней пять все было прекрасно
Машина ехала ровно, не перегревалась, не издавала посторонних звуков. Но в пятницу вечером раздался взволнованный звонок:
«Ты не поверишь, она начала скрипеть, особенно слышно на трассе.», - голос товарища звучал напряженно.
Мы договорились встретиться на следующий день и проверить машину. Прокатившись по загородной трассе, я и сам услышал этот странный звук - на скорости за 80 км/ч из-под днища раздавался отчетливый металлический скрежет, будто два листа железа терлись друг о друга.
В понедельник мы загнали Audi в гараж к знакомому механику, который специализировался на иномарках
Услышав наш рассказ, он сначала только хмыкнул, но, когда залез под машину с фонарем, его лицо стало серьезным.
«Ребята, вы вообще понимаете, что купили?» - спросил он, показывая фонарем на элементы кузова. Ваш «немец» — это конструктор из трех, а то и четырех разных машин.
Оказалось, Audi скорее всего была собрана из нескольких автомобилей. Кузов был вкруг переварен. Сварочные швы шли по всем силовым элементам - лонжеронам, стойкам, даже порогам. Некоторые соединения уже начали расходиться, что и вызывало этот жуткий скрежет на скорости.
«Эта «бандура» развалится у вас на ходу», - сказал нам мастер. «Вам повезло, что вы вовремя спохватились.»
Мы тут же помчались обратно на рынок, но нашего «доброжелателя», естественно, там уже не было
Опросив соседних торговцев, услышали только одно: «Не знаем такого, а про такой автомобиль вообще впервые слышим. Здесь каждый день продают десятки машин, всех не запомнишь»
По итогу, опустив руки, Сергею пришлось продать Audi на запчасти на разборку всего за полторы тысячи долларов. Два года после этого он ходил пешком, копил и в итоге купил долгожданную «девятку».
История, к сожалению, довольно типичная для того периода
В 90-е вообще всегда нужно было быть начеку. Я уже рассказывал про то, как у меня хотели забрать гараж, и как я сопровождал рейс на фуре до Воронежа. Что ни день,то новые приключения на одно место.
Конечно было досадно вот так повестись на «халяву» и потерять крупную сумму, но я тогда лишний раз для себя понял, что никто ни при каких условиях не будет нормальный автомобиль отдать по цене на 30% ниже рынка. Это просто абсурдно, т.к. даже при скидке в 10% его с радостью выкупят!