Раздел наследства после смерти одного из родителей нередко вызывает массу конфликтов. Об одном таком поведал наш партнер, юрист по наследственным делам из Волгограда. По его просьбе непосредственная участница этой истории подготовила подробное описание ситуации.
Далее – история со слов 52-летней Антонины Петровны.
Семья без единого мнения...
В конце декабря прошлого года умер мой муж, Николай. У нас есть единственный сын Сергей, ему 25 лет. С ним мы и были единственными наследниками.
От мужа осталось:
- 3-комнатная квартира, в которой мы с ним проживали. Я выделю супружескую долю с нее, в итоге сыну достанется только ¼.
- 2-комнатная квартира, которую муж получил по наследству от своего отца. Наследуется нами в равных долях. Там живет сын.
- 2-комнатная квартира, полученная по приватизации мужем, так же наследуется нами в равных долях. Сдается в аренду.
- Нежилое помещение, унаследовано мужем от отца, наследуется нами по ½.
- 2 автомобиля, выделяю в них супружескую долю и сыну ¼ достанется. Машинки недорогие, «Шнива» да «Солярис».
Еще при жизни мужа я просила его решить возможные споры завещанием. Оставить сыну квартиру, в которой он живет, лучше с частью моей доли, да и все. Но с ним было сложно разговаривать, особенно когда он узнал о болезни.
Я пыталась убедить Сергея отказаться от наследства. Сперва призывала к тому, чтобы сэкономить, потом уже откровенно ругалась. По праву семейного уклада не должны дети наследовать за родителем, пока жив второй! Вот меня не станет – делай ты что хочешь. Это ненормально, дробить всё это!
Сын против!
Даже разговаривать на эту тему не хочет. Я знаю в чем причина: зазноба его. Я не приняла его Елену, очень уж скользкая, неприятная девица. Они с ней то сходятся, то расходятся. А как отец заболел, так сразу у них мир и благодать – выжидает девица, ждет куш наследственный. У Сергея уже планов масса: и жениться будет, и бизнес открывать.
Мне он обрисовал уже, что будет после оформления наследства:
- Обмен долям в «двушках». Сыну полностью отходит «его» квартира, где он живет, мне – та, что сдается.
- Машины он забирает себе, мне отдает ¼ в «моей» 3-комнатной квартире, где я живу.
- Нежилое помещение или остается как есть – мы делим арендную плату пополам или же продаем и делим деньги пополам. Он за второй вариант. Вырученных денег хватит мне на еще одну квартиру, может даже «двушку», а он будет что-то организовывать.
Я категорически против! Он не дорос еще распоряжаться активами, я его убеждаю, что я хотя бы не дам их вывести из семьи, но куда там! Мальчик вырос… не там где нужно… пойди ему расскажи.
Я в конфликте сказала, что не буду идти у него на поводу, даже если не откажется – все останется как есть.
Так что он удумал! Говорит: продам доли. Одному человеку. Есть у нас в городе… бизнесмен.
Он такие доли выкупает, людей на них селит и потом измором вынуждает продавать. С ним судятся, выселяют людей, он буквально на следующий новых приводит. У меня так подруга попала, тоже из-за наследства с братом. Брат предлагал ей 2.5 млн. за ½, она отказалась. Барыге продала потом за 1 млн. и рада, что ноги унесла….
Материал по теме (что случается при конфликте долевых совладельцев):
Я дар речи потеряла!
- А что? За три доли в трех квартирах он мне денег достаточно даст на покупку жилья. Да, поменьше, но ничего страшного. А ты потом в три раза дешевле ему все сдашь. Так что не дури, давай нормально! – посмеялся сын. - Я не буду с тобой квартирами на равных владеть, мне и так житья нет - сплошные претензии и по поводу Лены, и по поводу моего поведения. Того не води, с ней не живи.
Да, тут он прав, действительно у меня были требования. Я запрещала ему там жить со своей девицей, но отец вмешался и разрешил. Вот и результат!
Есть какие-то варианты продавить его на отказ от наследства? Или же помешать продаже долей? Я знаю, что согласие мое не нужно, но вдруг что-то можно придумать.
Комментарий юриста
В ходе беседы с Антониной Петровной ей было рекомендовано согласиться на условия сына. Они максимально выгодны и абсолютно честны по отношению к ней.
Любой конфликт долевых совладельцев носит тупиковый характер и влечет лишь убытки, если нет согласия по продаже жилья целиком, без дробления на доли. Вопрос принципа тут не имеет практического смысла. Опасения же Антонины Петровны относительно "корыстных мотивов будущей невестки" и вовсе притянуты, поскольку именно добрачное имущество наиболее защищено от раздела при разводе.
В качестве альтернативы и для экономии на последующих процедурах переоформления было предложено заключить соглашение о разделе наследственного имущества (в порядке ст. 1165 ГК РФ). С учетом стоимости наследства, предложенный Сергеем вариант вполне реализуем на практике.
Антонина Петровна обещала подумать и даже обсудить вопрос с сыном.
Читайте по теме: