Найти в Дзене

Как фильм «1+1» изменил представления о патронажном уходе во всем мире?

Тема патронажного ухода, болезни, инвалидности и смерти до сих пор остается весомым «табу» для обсуждения в обществе. Люди не всегда готовы к тяжелым темам и не до конца способны сопереживать героям, судьбы которых им не близки: гораздо приятнее и проще включить фильм о любви и юности, чем погружаться в глубокие переживания героя-инвалида, рефлексирующего на тему своей жизни и болезни.
Несмотря на все большую инклюзивность западного кинематографа, представление в нем людей с инвалидностью до сих пор является скорее исключением, чем правилом. Впрочем, персонажи с ограниченными возможностями здоровья действительно появляются, хоть  иногда репрезентация их взаимоотношений с остальным миром и становится предметом критики со стороны представителей самой социальной группы. 
Так, после выхода экранизации романа Джоджо Мойес «До встречи с тобой», в котором главная героиня Лу становится сиделкой парализованного после аварии Уилла, создатели картины оказались в центре скандала, вызванного кон


Тема патронажного ухода, болезни, инвалидности и смерти до сих пор остается весомым «табу» для обсуждения в обществе. Люди не всегда готовы к тяжелым темам и не до конца способны сопереживать героям, судьбы которых им не близки: гораздо приятнее и проще включить фильм о любви и юности, чем погружаться в глубокие переживания героя-инвалида, рефлексирующего на тему своей жизни и болезни.


Несмотря на все большую инклюзивность западного кинематографа, представление в нем людей с инвалидностью до сих пор является скорее исключением, чем правилом. Впрочем, персонажи с ограниченными возможностями здоровья действительно появляются, хоть  иногда репрезентация их взаимоотношений с остальным миром и становится предметом критики со стороны представителей самой социальной группы. 


Так, после выхода экранизации романа Джоджо Мойес «До встречи с тобой», в котором главная героиня Лу становится сиделкой парализованного после аварии Уилла, создатели картины оказались в центре скандала, вызванного концовкой фильма (главный герой решил закончить жизнь путем эвтаназии). Кульминационная сцена, пусть и оправданная драматургически, почти сразу заставляет задаться вопросом об этичности показанного. И дело даже не в выводе всей ленты, а в его однозначности: жить дальше не получится, — говорит фильм и оставляет с этой мыслью долго после.


На контрасте с «До встречи с тобой» вышедший за пять лет до него фильм «1+1» при созвучии тем выбирает совершенно другую тональность для разговора со своим зрителем. Помимо того, что «1+1» стал одним из самых успешных французских кино-проектов, он в корне изменил устоявшееся представление о смысле и обстоятельствах ухода за людьми с инвалидностью. 

Филипп Поццо ди Борго и Абедь Селлу, прототипы главных героев фильма
Филипп Поццо ди Борго и Абедь Селлу, прототипы главных героев фильма

И если прототипы главных героев в действительности посвятили часть жизни, чтобы поддержать всех людей, столкнувшихся с тем, что пережил сам Филипп Поццо ди Борго (в том числе, с помощью финансирования организации «Облегчить, но не убивать», которая борется против эвтаназии), то экранные персонажи, исполненные Франсуа Клюзе и Омаром Си, познакомили весь остальной мир, часто далекий и отстраненный, с новым лицом патронажного ухода, который оказался не страшным бременем, а спасительным светом, озаряющим не только человека, о котором заботятся, но и того, кто заботится.


В чем же особенность «1+1» и почему фильм вызвал такой разносторонний эффект во всех сферах — расскажут сегодня копирайтер Благотворительного фонда «
Живи сейчас» Мария Волчкевич и кинокритик, автор канала «ТКОФБКА» Константин Скворцов.

О патронажном уходе и инвалидности в фильмах


Патронажный уход – вид социального обслуживания, предусматривающий оказание помощи в уходе и обслуживании тяжелобольных людей, инвалидов и людей пожилого возраста, полностью или частично утративших способности к самообслуживанию. Патронажный уход может быть социальный, психологический и медицинский.


Чтобы получать патронажный уход человек не всегда должен быть болен смертельно – в уходе нуждаются люди, больше не способные самостоятельно помогать себе. Например, в периоды восстановлений после тяжелых травм или перенесенных заболеваний, когда человек проходит курс реабилитации и временно не может позаботиться о себе.


В кинематографе появление тяжелобольного человека обычно сопровождается грустной музыкой, трагическим выражением лица у окружающих и печальной историей о болезни и диагнозе. Все это без слов доносило до зрителя простую вещь – жизнь тяжелобольного человека уже закончена, хоть он и продолжает мыслить, двигаться и разговаривать. Между строк читается посыл, что, оказываясь в инвалидном кресле, ты больше не можешь быть счастливым, испытывать радость, любовь, гнев и любые другие эмоции, ведь твоя «нормальная» жизнь уже окончена.

Филипп об отношениях и любви
Филипп об отношениях и любви

Именно таким – суровым, безэмоциональным, замкнутым – нам показывают Филиппа в первый раз. Он «смирился» со своим диагнозом, приняв, что теперь до конца своих дней должен быть погружен в глубокую и депрессивную рефлексию о своей жизни. Появление Дрисса – громкого, раскрепощенного, простого – не сразу, но меняет его мнение.

О совпадениях с реальностью и адапатации


«То, что два героя «1+1» делают в фильме — гонки на шикарной машине, полет на параплане, ночные прогулки по Парижу, — все это было на самом деле. Но это даже не два процента того, что мы вытворяли», — таким небольшим фрагментом начинается книга Абделя Селлу (под названием «Ты изменил мою жизнь»), ставшего прототипом для героя Омара Си, Дрисса.
Сам Абдель с иронией относится к своему кино-воплощению:
«В этом фильме даже я — потрясающий, клевый пацан. У меня идеально ровные зубы, я все время улыбаюсь или смеюсь и самоотверженно ухаживаю за чуваком в инвалидном кресле. И к тому же танцую как бог».


И пусть ни одной картине за 2 часа хронометража не удастся передать всю сложность прожитых долгих лет, лента Оливье Накаша и Эрика Толедано крайне точна в изображении действительности. Саму историю даже не хочется пересказывать: уж настолько правдиво она выглядит в завязке ленты. Уточнить можно лишь то, что перед встречей с Абделем Филипп пообщался с 90 кандидатами на это место. Но отдал его все же выходцу из Алжира, Абделю Селлу. В доме ди Борго (а Филипп — потомок древнего, аристократического рода) Абдель поначалу ухаживал и за женой Филиппа, у которой в тот момент обнаружили рак. 

Абдель Селлу и Филипп ди Борго
Абдель Селлу и Филипп ди Борго

Остальные обстоятельства биографий двух друзей переданы создателями картины не слишком подробно, но с тщательностью, к которой нельзя придраться. Пусть мимолетно, но в деталях здесь раскрывается гораздо больше, чем видно на первый взгляд. Вот в короткой сцене в кафе после ночной прогулки по Парижу Филипп делится самыми сокровенными моментами своей жизни. 


А теперь зритель становится свидетелем очередного из безумных приключений, что вместе прошли Дрисс и Филипп. И главное достоинство фильма, в особенности по части переноса реальной истории, заключается, конечно, в идеально выдержанном балансе трагического и комического.
Уже в первой сцене картины это прекрасно видно: ряд сменяющих друг друга крупных планов в теплых тонах приглушенного света ночного тоннеля под музыкальное сопровождение трогательного аккомпанемента композитора Людовико Эйнауди сменяется бойким монтажом с энергичной September от Earth, Wind & Fire на фоне.


Серьезность и драматичность вначале плавно обращаются легкостью и юмором в развязке целого эпизода. Попытка скрыться от полиции, притворство Филиппа и наконец эскорт (с которым, как говорит Дрисс, «безопаснее!») до больницы — открывающая сцена будто сыграна по нотам, заставляя поддаваться настроению, которое нужно авторам. Грамотная, аккуратная и талантливая режиссура здесь позволяет всегда оставаться с двумя главными героями на одной волне, отдаваясь эмоциональному состоянию, царящему на экране.


Именно благодаря этому, а не только бережному адаптированию истории Филиппа и Абделя, не теряется связь с действительностью, а в реалистичность показанного верится. Хотя, безусловно, невозможно не отдать должное двум исполнителям центральных ролей: Франсуа Клюзе и Омар Си подарили миру невероятный дуэт, за химией которого хочется наблюдать все больше и больше. 


Вся лента, построенная на контрасте (богатство и бедность, вежливость и грубость, обходительность и прямолинейность и т.д.), подчеркивается главными артистами. И здесь, пусть не всегда осознанно, фильм обретает важное гуманистическое прочтение: уход за человеком с инвалидностью не состоит исключительно из ежедневных тягот и лишений. 


Это жизнь, которая проживается совместно, и она по-прежнему может быть разнообразной и яркой. А сами ограничения в здоровье — не приговор. «1+1» служит прекрасным примером той цели, которую ставил во главе угла Филипп Поццо ди Борго для организации «Облегчить, но не убивать», призывая людей «позаботиться друг о друге, сопровождать каждого, облегчить любую боль, горе и страдания, восстановить узы солидарности с больными, «…» изолированными людьми».

О вкусе жизни и банковском счете


Конечно, перед зрителем пример совершенно конкретных людей: Филиппа и его помощника. Как и его прототип, герой Ф. Клюзе — состоятелен и богат (как пишет в своей книге Абдель Селлу: «До той поры я никогда не видел такого богатого человека»), что выносит заботу о финансовой составляющей за скобки произведения. Точнее, происхождение Филиппа лишь подчеркивает социальную пропасть, разделяющую здесь двух героев, чтобы показать проблему тяжелых условий жизни мигрантов во французской столице. 


Впрочем, не состояние возвращает главному герою вкус жизни. Ведь он был точно так же богат и прежде. Не уберегли деньги Филиппа Поццо ди Борго от попытки самоубийства. Не спас экранного Филиппа банковский счет от депрессии, от которой тот страдал на момент начала фильма.
Спасают, как ни странно, любовь и забота. В «1+1» такой рукой помощи стали человеческое отношение и дружба Дрисса. И уже несмотря на конкретность, даже частность, примера, можно понять, что выводы фильма предлагают универсальный сценарий ухода за людьми с инвалидностью.

Дрисс устраивает встречу Филиппа с возлюбленной, настаивая, что любовь всегда имеет место быть и не имеет ограничений
Дрисс устраивает встречу Филиппа с возлюбленной, настаивая, что любовь всегда имеет место быть и не имеет ограничений

В фильме Дрисс не просто подрывает устои аристократического поместья Филиппа: он привносит туда жизнь. Она отражается во всем: и в смене машины (на Maserati, хотя в действительности был Jaguar XJS), и в общения, и в полетах на параплане. Герой Омара Си возвращает своему новому другу радость жизни, вместе с которым приходит и новая любовь, и житейские заботы (вроде воспитания дочери), которые должны и могут составлять суть жизни каждого человека.

Об аспектах патронажа и моральной стороне


При этом, а также при всей легкости этой комедии, она не избегает сложностей, с которыми сопряжен патронажный уход. Забота о парализованном человеке требует постоянной отдачи и невероятного труда. В целом ряде сцен показано, как и Дрисс, и все домочадцы Филиппа готовы прийти ему на помощь днем и ночью. 


Патронажному уходу, затрагивающему медицинские аспекты, было выделено немного времени, но он был показан верно: ухаживать за тяжелобольным человеком не всегда «красиво». Помимо разговоров и помощи в бытовых делах – что-то принести, перевернуть страницу книги, поднести телефон к уху – уход включает в себя менее приятные вещи. 


Больному нужна помощь в походе в туалет (именно этот факт вызвал у Дрисса бурную реакцию), в приеме еды, в перемещении с кровати на коляску и так далее. Все это требует физической выносливости и моральных сил. Для Дрисса – высокого и здорового взрослого мужчины – перенести Филиппа не составляло труда. Но в реальной жизни, учитывая, что патронажный уход чаще всего ложится на плечи женщин, представить эту картину – сложно. Но, к сожалению, такова реальность, и многие девушки вынуждены подрывать свое здоровье, ухаживая за близким человеком. 

-5

Фильм не концентрирует внимание на теме физического ухода за человеком, отдавая предпочтение эмоциональным аспектам. И это правильно. Мы считаем, что болезнь и уход за тяжелобольным человеком не должны быть окутаны печалью, тоской и унынием. Жизнь не заканчивается после инвалидной коляски, в ней все еще можно искать – и находить! – что-то хорошее, светлое, доброе. 

Дрисс всегда относился к Филиппу как к равному, не жалел его и не принимал отговорок
Дрисс всегда относился к Филиппу как к равному, не жалел его и не принимал отговорок

Фильм меняет привычную в этом плане оптику: забота о больном человеке не показана как бремя. Для Дрисса это не просто возможность заработать деньги, это шанс изменить жизнь. И все благодаря другу, которого он обретает в процессе. И с Филиппом происходит то же самое. Такое драматургическое развитие возможно, в том числе, благодаря жанру, ведь это ключевой элемент в «бадди-муви».

О самом лучшем «бадди-муви» и дружбе


Поджанр «бадди-муви», где в центре событий находятся двое мужчин-друзей, по мнению некоторых исследователей кино появился в 1970-х гг. и стал ответом на распространение феминистского движения. Впрочем, причины его появления и даже выделения в рамки самостоятельного жанра не столь важны. Классические примеры «бадди-муви» появлялись и до 70-х гг. («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Служили два товарища» и другие), продолжают создаваться и сейчас, пусть и с меньшим энтузиазмом. Дружба в таких фильмах — не просто повествовательный элемент, а каркас, помогающий возродиться или переродиться главным героям.

Смелый вызов всеобщему мнению, что в болезни не может быть удовольствия
Смелый вызов всеобщему мнению, что в болезни не может быть удовольствия

В последнее десятилетие стало ощутимее меньше таких работ, но «1+1» однозначно — одна из самых лучших картин в жанре. Здесь протагонисты-противоположности не только сходятся, но постепенно выстраивают собственный мир и благодаря взаимодействию друг с другом обретают новый смысл для существования.


Начатые в качестве шутки попытки Дрисса заработать на современном искусстве открывают в нем скрытый талант (показателен здесь и пример Абделя Селлу, который написал книгу, причем энергичную и интересную). А к финалу герой Омара Си — поистине другой человек: способный устроиться на работу, успешно пройти собеседование и сдержать собственный гнев. Изменился и Филипп, открывшийся этому миру, чтобы находить в нем новые чувства и эмоции.

-8

Прототипы персонажей фильма (в своих книгах) всегда подчеркивают, что они изменили жизни друг друга. И французской картине это ощущение удается прекрасно передать. Даже удивительно, как порой жизнь встраивается в драматургические рамки искусства: все, кажется, в этой истории сделано, чтобы показать завершенную арку каждого из героев. Но все просто потому, что «1+1» — это идеальная история о дружбе.

О том, как фильм изменил мир


Сложно судить, привнес ли фильм что-то в действительность. Повлиял ли он на общественное мнение, стал ли поворотным пунктом и тому подобное. Но здесь можно говорить о фактах: картине «1+1» вне всяких сомнений удается подать под совершенно другим углом тему заботы о людях с инвалидностью. 
Этот самый иной взгляд предполагает не острое и тяжелое прочтение полной трагических эпизодов жизни главных героев, но подчеркнуто светлую трактовку их совместного пути. Сколько бы ни было препятствий, «1+1» показывает, что всегда можно отыскать в себе силы, чтобы продолжить жить дальше. Причем продолжить жить полноценную и счастливую жизнь.

В качестве примера из действительности можно вспомнить и о голландском проекте Buurtzorg Йоса де Блока, который реформировал систему здравоохранения в стране. Есть уверенность, что ленты вроде «1 + 1» могут лишь способствовать и помогать таким позитивным тенденциям в современном мире.

-9

«1 + 1» — это фильм, который нужно смотреть, как часто говорится, «для совести». Это не просто комедия, которая скрасит вечер и останется в числе любимых (#1 в списке 250 лучших фильмов от Кинопоиска), но и социально значимая лента, способная вселить надежду в каждого и изменить взгляды людей на весь процесс патронажного ухода.

О том, почему мы говорим об этом фильме в таком контексте


В фильме «1 + 1» Филипп богат и может позволить себе профессиональную помощь в виде целой команды. Но в нашей реальности уходом за тяжелобольными людьми занимаются их родственники – чаще всего люди без медицинского образования, которые действуют интуитивно. Не у всех людей есть возможности и средства для оплаты услуг сиделок и медицинских сестер, поэтому принимать важные решения приходится «на ходу» и в большинстве случаев это только вредит, а не помогает.


Благотворительный фонд «Живи сейчас» – единственный в СНГ фонд, занимающийся системной помощью людям с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). Эта болезнь – болезнь Стивена Хокинга – на поздних стадиях лишает человека возможности двигаться, говорить, глотать и дышать. Люди с БАС на постоянной основе нуждаются в патронажном уходе.

БФ «Живи сейчас» запустил образовательный портал – место, где люди могут получить необходимую информацию, знания и навыки по патронажному уходу.

-10

Сейчас фонд переживет тяжелое время – ему нужна ваша помощь. Помочь можно разными способами: от пожертвований на сайте до покупки товара в магазине или даже репоста этой статьи в свои социальные сети.
Люди с БАС нуждаются в вашей помощи.


Материал подготовили: Мария Волчкевич и Константин Скворцов.