Найти в Дзене
Книжная дама

О чём заставил задуматься "Дядя Ваня" театра "им. Ленсовета"?

Почему, когда не складывается жизнь, мы виним других? Именно с этими размышлениями под впечатлением о спектакле " Дядя Ваня " я уходила из петербургского театра " им. Ленсовета" .
Чехов тем и гениален, что все идейные смыслы неявны, однозначных ответов на заданные автором вопросов нет, а любой суслик , простите, режиссёр волен трактовать пьесу по-своему.
Собственно, вопросов к постановке Юрия Бутусова в одном из знаковых театров страны нет. Да, есть некоторые моменты режиссерских решений, слегка сбивающие с толку, но спишем это на собственное невежество. Ибо театральное сообщество оценило спектакль в своё время высоко, одарив Юрия Николаевича " Золотой маской". Да и публика, неизменно заполняющая зал почти до аншлага, тоже служит доказательством проявленности высокого искусства.
Дело, повторюсь, не в спектакле как таковом. Дело в расставленных таким образом акцентах, до которых, может быть, и не додумался бы при другом взгляде.
Мы все знаем историю бедолаги Войницкого, который верой

Почему, когда не складывается жизнь, мы виним других?

Именно с этими размышлениями под впечатлением о спектакле " Дядя Ваня " я уходила из петербургского театра " им. Ленсовета" .
Чехов тем и гениален, что все идейные смыслы неявны, однозначных ответов на заданные автором вопросов нет, а любой суслик , простите, режиссёр волен трактовать пьесу по-своему.
Собственно, вопросов к постановке
Юрия Бутусова в одном из знаковых театров страны нет.

Да, есть некоторые моменты режиссерских решений, слегка сбивающие с толку, но спишем это на собственное невежество. Ибо театральное сообщество оценило спектакль в своё время высоко, одарив Юрия Николаевича " Золотой маской". Да и публика, неизменно заполняющая зал почти до аншлага, тоже служит доказательством проявленности высокого искусства.
Дело, повторюсь, не в спектакле как таковом. Дело в расставленных таким образом акцентах, до которых, может быть, и не додумался бы при другом взгляде.
Мы все знаем историю бедолаги Войницкого, который верой и правдой служит своему зятю, ведёт хозяйство в поместье, не тратя на себя ни копейки, а потом оказывается не у дел.
Все постановки, что я видела, возводили главного героя до трагических высот: и Серебряков-то его использует, и мать-то родная не уважает, и любовь всей жизни- роскошная Елена- предпочитает другого. Как тут не сочувствовать!
У Бутусова тоже всё как будто так, да не так. Не знаю, в чём причина. Может, в подборе актёров?

Как только в описании спектакля увидела имя Сергея Мигицко, подумала, что он здесь будет самым ярким, и не ошиблась. Как же к его актёрской ( надеюсь, только к ней) природе подходит эта роль! Эксцентричный, взбалмошный, эгоистичный старик, понимающий, кстати, все про себя верно, подминает под себя всех. И молодую, яркую жену, и мать своей первой жены ( да, в спектакле её нет, есть только обращённые в ее сторону реплики) и, конечно, собственную дочь.

Кажется, что единственный его оппонент- дядя Ваня. Актёра Александра Новикова ( увы и ах!) до сих пор ассоциировала с образом Феди Курочкина из " Тайн следствия ". Но в постановке он хорош. Где надо, слаб и нерешителен, где-то поднимается до праведного гнева, где-то нежен и чувствен.

Но вот кульминационный момент - диалог Серебрякова и Войницкого- здорово озадачил и заставил задуматься.
Мы же всегда считали, что Серебряков - профессор литературы, стареющий светский лев - абсолютно ненужная личность. Во всяком случае, дядя Ваня называет его род деятельности именно так. Однако на претензии Войницкого Серебряков вполне резонно отвечает: "
А разве я тебя об этом просил?! ". Имея в виду те жертвы, что пришлось принести Войницкому, взявшемуся управлять имением покойной сестры.
А ведь и правда? Почему?
Войницкий гордится, что не взял ни рубля лишнего, хотя мог бы сам назначить себе любое жалование ( что бы в этом смыслил Серебряков?), но получал все двадцать лет одну и ту же сумму.
Более того, дядя Ваня упрекает Серебрякова в том, что тот его разочаровал,
оказавшись не гением, а всего лишь пустозвоном.
Интересно, да? Человек сам верит, потом сам разочаровывается, и сам же обижается на объект разочарований.
Кстати, на программке к спектаклю размещены портреты
Шопенгауэра и Достоевского. Видимо, как символ того, что ни один из героев так и не стал ни философом, ни писателем.
Может, всё же дело не в том, кто кому жить мешал, а в неумении жить как таковом?
Пресловутый и запоздалый кризис среднего возраста больно бьёт и по Войницкому, и по Астрову, да и по Серебрякову тоже.
Хотя эгоистам, как мы видим, всё же живётся легче.
Трагедия всех персонажей, на мой взгляд, аккомулировна как раз в
Елене Андреевне (образ, созданный Натальей Шаминой, современно узнаваем, но и трагикомичен).

Войницкий говорит про нее, что та устала жить, даже не попробовав, не узнав, что это такое. Но и сам он, и самая молодая из всех -Соня (восхитительно сыгранная Ольгой Муравицкой) глядя на близких ей людей, не живут. И даже не пытаются.
Что так всех сгубило?

Наверное, это главный авторский вопрос. И ответа ни у Чехова, ни у режиссёра Бутусова нет.
Значит, это дело зрителя. Каковые, несмотря на некоторые отрицательные отзывы о спектакле, и смотрят, и аплодируют, и размышляют.
Времени нет, а точнее, со временем ничего не меняется в устройстве человеческого мировоззрения. И каждый из нас, найдя в тупик, очень хочет назначить виноватого:
от родителей до Господа Бога.

Но, нет... Так, видимо, это не работает. Сам попал в ощип, сам и выбирайся. Как-то так!

Как себя, любимую, не влепить)))
Как себя, любимую, не влепить)))

А театр мне понравился очень! Как говорится, ещё пойду. И не раз!

А вам, друзья, какие постановки "Дяди Вани" запали в душу?