Цель: усиление чувства общности между родителями и детьми, гармонизация отношений между ними.
Материал и оборудование: мяч; ладошки из картона по количеству родителей с выражениями: «С тобой мне хорошо», «Я так рада тебя видеть», «Хорошо, что ты здесь», «Мне нравится, как ты...», «Давай посидим (что-нибудь сделаем) вместе», «Как же прекрасно, что ты у нас есть», аудиопроигрыватель с записями релаксационной и весёлой музыки, чёрный платок для «коршуна», цветной песок, клей ПВА, картон.
Ход проведения занятия
Все участники сидят на стульях в кругу.
Приветствие.
Ведущий объявляет тему встречи, участники знакомятся друг с другом: передавая по кругу мяч, они называют своё имя и говорят несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли (Меня зовут… Я пришла (пришёл) сюда…).
Упражнение «Игра-разминка»
Цель: снятие напряжения, создание благоприятной психологической атмосферы, сплочение группы.
Ведущий выходит в центр круга (его стул убирают), называет признаки, по которым участники должны поменяться местами. Например, нужно поменяться местами тем, у кого есть сын. Пока отцы и матери меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся без места участник становится ведущим.
«Ладошки»
Цель: овладение навыком безусловного принятия ребёнка.
Ведущий (В.). Знаем ли мы своих детей? Задумываемся о том, хорошо ли им с нами живётся? Часто ли мы ставим себя на место ребёнка в проблемной ситуации? Для того, чтобы ответить на эти вопросы и научиться понимать своего ребёнка необходимо знать о главном принципе общения — безусловном принятии ребёнка. Это означает любить его не за то, что он красивый, умный и хороший помощник, а просто так, просто потому, что он есть!
Закройте на мгновение глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы выражаете свою радость от встречи с ним? Как показываете, насколько он вам дорог и близок? Сейчас это попробуем выразить своим детям. Применяйте концепцию «здесь и сейчас»: признание должно быть выражено в настоящем времени и описывать происходящее в данный момент.
Родителям раздаются ладошки, на которых написаны выражения: «С тобой мне хорошо», «Я так рада тебя видеть», «Хорошо, что ты здесь», «Мне нравится, как ты...», «Давай посидим (что-нибудь сделаем) вместе», «Как же прекрасно, что ты у нас есть». Высказывания необходимо произнести с должной интонацией своим детям и услышать ответ.
В. Используйте в повседневном общении эти фразы и обнимайте своих детей не менее четырёх, а лучше восьми раз в день.
Упражнение «Яйцо»
Цель: усиление эмоциональных и телесных связей, а также повышение чувства безопасности и доверия.
Мама выполняет роль скорлупы, а ребёнок — цыплёнка. Малыш садится на ковёр, подтягивает колени к груди и обнимает их, а голову кладёт на колени. Мама садится позади ребёнка и крепко обнимает его, как будто защищая. В это время звучит расслабляющая музыка, создавая атмосферу спокойствия и гармонии.
В. Цыплёнку хорошо и уютно в своём домике — скорлупе. Она защищает его, согревает и обеспечивает всем необходимым. Цыплёнок пошевелился, покрутил головой, но решил, что ещё не время покидать свой уютный домик. Ему так хорошо и тепло в скорлупе! Но вот солнышко начинает припекать сильнее, и цыплёнку становится жарко и тесно. Он поводит плечами, пытаясь освободиться. Однако скорлупа крепко держит его, словно радуясь своему новому жильцу. Однако цыплёнок не сдаётся: он всё активнее шевелится, пытаясь пробить скорлупу и освободиться. Вот уже показалась его головка, а за ней и плечики. Скорлупа уже не сопротивляется, словно понимая, что пришло время выпустить своего малыша. Ещё немного усилий — и вот он уже на свободе! Расправив свои маленькие крылышки, цыплёнок потягивается и с довольным видом устраивается в своём уютном гнёздышке.
Мамы сидят на ковре, а дети — спиной к ним.
Упражнение «Послушный—непослушный»
Цель: снятие психологического напряжения.
В. Цыплята, как и дети, могут быть послушными и непослушными. Когда цыплёнок ведёт себя шаловливо, стучит ножками и машет крыльями, мама крепко обнимает его, чтобы успокоить. А если цыплёнок ведёт себя хорошо, то мама нежно гладит его по головке и тоже обнимает.
Дети и родители выполняют действия в соответствии с указаниями ведущего.
Игра «Коршун»
Цель: развитие чувства безопасности.
Звучит весёлая музыка. Мамы-«домики» стоят произвольно. Дети-«цыплята» бегают. «Коршун» (ведущий) спит. Когда «коршун» выходит на охоту — «цыплята» прячутся в «домики». Игру повторяют 3—4 раза.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: осознание родителями ресурсов своей семьи, условий гармоничного воспитания детей.
В. Особенно хотелось бы подчеркнуть значимость тёплой эмоциональной атмосферы в вашем доме. Её основа — это дружелюбный тон общения. Кроме того, необходимо создать календарь больших и маленьких праздников, чтобы радовать себя и своих близких. Создайте несколько приятных семейных традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Сделайте некоторые из них регулярными, чтобы ребёнок ждал их с нетерпением и знал, что они обязательно наступят, если он будет вести себя хорошо. Отказывайтесь от них только тогда, когда он серьёзно нарушит дисциплину и вы действительно расстроены. Не стоит угрожать отменой приятных дел из-за незначительных проступков!
Зона радости — это то, что делает вашу жизнь с ребёнком поистине драгоценной. Возможно, у вас она давно существует, есть какие-то традиции, негласные правила. Давайте поделимся друг с другом, какие традиции существуют в вашей семье. Каждый по кругу продолжает фразу: «Зона радости в моей семье — это...».
Арт-техника «Создание семейного талисмана»
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре, раскрытие творческого потенциала, гармонизация внутреннего состояния.
Каждой паре «родитель—ребёнок» предлагается круг из картона. Необходимо создать семейный талисман, используя цветной песок и клей ПВА, затем презентовать его остальным участникам: дать название талисману, рассказать о тех чувствах, которые испытывали при его создании, подумать, от чего он будет охранять семью.
Упражнение «Спасибо»
Цель: разрядка эмоционального напряжения, сплочение группы.
Все участники хором говорят: «Спасибо всем!»
Учитель-дефектолог уводит детей.
Рефлексия.
В. Как вы думаете, в чём преимущества таких совместных занятий? Что было тяжелее всего? Что было полезного сегодня для вас? Что хотелось бы изменить в своих внутрисемейных отношениях? О чём встреча заставила задуматься?