"Будь то орел в своем стремительном полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие в небе облака и над всем этим вечное движение солнца, - всюду и всегда форма следует за функцией, таков закон. Там, где неизменная функция, неизменна и форма. Гранитные скалы, горные хребты сохраняются неизменными на века; молния возникает, обретает форму и исчезает в одно мгновение. Основной закон всякой материи - органической и неорганической, всех явлений - физических и метафизических, человеческих и сверхчеловеческих, всякой деятельности разума, сердца и души заключается в том, что жизнь узнается в ее проявлениях, что форма всегда следует за функцией. Таков закон". ЛУИС САЛЛИВАН, "Высокое конторское здание с художественной точки зрения", 1896.
Какое отношение эта цитата из статьи Салливана имеет к бизнесу и менеджменту? Очевидно, что самое непосредственное. Функция – это не процесс, это результат, имеющий значение для кого-то или для чего-то. Функция часов – точное время, функция стиральной машины – чистое белье, функция электродрели – дырки в стене. И архитектура зданий (т.е. форма) зависит от их функций. У жилых домов, производственных зданий, театров, гостиниц, вокзалов, аэропортов – формы разные. Почему? У них разные функции.
То же самое в менеджменте. Функция организации – создание ценности для всех заинтересованных сторон: собственников, потребителей, поставщиков, партнеров, персонала, власти и т.д. Если меняется функция, т.е. ценностное предложение, то должна измениться и форма: бизнес-процессы, организационная структура, внутрифирменное взаимодействие, корпоративная культура и т.д.
Если вы изменили функцию, то не забудьте изменить и форму. Новая функция в старой форме работать не будет. Именно в этом причина того, почему часто новые амбициозные стратегии бизнеса терпят крах. Своевременно изменяйте свою организацию вслед за изменением ее стратегии. Организация – это всего лишь инструмент для достижения целей бизнеса. Но он должен быть гибким, эффективным и надежным.