Общеизвестно, что каждая историческая эпоха выдвигает свои гендерные требования как к мужчинам, так и к женщинам. Обычно к последним требования во все времена были более жесткими и суровыми, а отклонение от нормы порицалось и осуждалось обществом. Однако и к мужскому населению примерялись общие критерии полноценности/неполноценности, не соблюдя которые в лучшем случае можно было получить косые взгляды в спину, в худшем – социальную изоляцию и даже физические расправы. В стародавние времена с белыми воронами не церемонились, стараясь максимально стандартизировать общину, где шаг вправо шаг влево условно означал «расстрел».
Какие же выдвигались критерии, исходя из которых мужчина получал общественное осуждение и порицание. Из физических критериев – это были всевозможные отклонения и уродства, впрочем, носителям которых очень редко было суждено дожить до взрослого возраста, обычно детей с явными физическими отклонениями уничтожали сразу после рождения, о чем я подробно рассказывала в одной из статей, текст которой пришлось в значительной мере смягчить, дабы избежать бана со стороны «любимого» Дзена.
Чаще же причиной отторжения мужчины обществом становились его род занятий или семейное положение.
Среди профессиональных занятий, подвергавшихся общественному суждению, были следующие виды деятельности:
- Скоморохи, лицедеи и актеры бродячих театров. Мужчин, занимавшихся этими профессиями, считали чудиками, придурковатыми, а еще чаще юродивыми, не воспринимая всерьез. Лишь с развитием театрального искусства и приобщению к европейским ценностям к концу XVIII-XIX изменилось отношение к этой профессии, считающейся сегодня весьма престижной;
- Золотари или чистильщики отхожих мест. Как правило, ими были мужчины (реже подростки), возчики телег с бочками, в которых находились вычерпнутые из «поганых» ям нечистоты. Таких ям в густонаселенных городах было в избытке, и поэтому золотари на Руси в крупных поселениях не являлись представителями редкой профессии – такие люди требовались всегда. Золотари не котировались, но в них неизменно нуждались. Исходивший от их одежды и содержимого бочек специфический неприятный запах заставлял всех сторониться общения с такими людьми, а за ними самими закреплялась слава «нечистых», с которыми никто не хотел водиться.
В социальном плане народ косо смотрел на мужчин, не связавших ни с кем свою судьбу до 30-летнего возраста. Таких называли в глаза-за глаза стариками или того хуже «морковниками», намекая на половое бессилие. Любой здоровый мужчина в возрасте от 16 до 20-25 лет, по мнению крестьянской общины, был просто обязан жениться и завести детишек. Если же такого не происходило, общество усматривало в этом подвох: психологический (излишнюю мягкость, нерешительность, робость, противоречащие маскулинным качествам настоящего мужчины) либо физический (отсутствие мужской силы). Молодые девушки за таких уже не шли замуж ни за какие коврижки, присматривая себе кого помоложе, а морковникам оставалось либо жить в семье у родителей либо жениться на перестарках или вдовах с чужими детьми.
Сегодня ситуация разительно поменялась: многие молодые люди и девушки до 30 лет считают, что обременять себя узами брака рановато. В приоритете получение образования, улучшение финансового положения, возможность «нагуляться» вдоволь и только потом создавать семью. Повсеместно возраст новобрачных уверенно перешагивает за эту роковую отметку, а о детях начинают задумываться и вовсе под 40 лет, когда поезд фертильности вот вот безвозвратно уйдет.
В традиционном крестьянском обществе на Руси помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на социальный статус мужчины в социуме, так же было наличие у мужчины собственного хозяйства. Так крайне низко котировались мужчины, которые вместо того, чтобы уходить с молодой женой жить своим хозяйством или на худой конец приводить ее в отеческий дом сами отправлялись жить к родственникам молодухи. Таких в народе презрительно называли «примаками». Отношение к ним было пренебрежительное, как к второсортному виду мужчин, иногда их откровенно считали нахлебниками и пугали малолетних детей, которые не хотели помогать по хозяйству: «Вот вырастешь – примаком станешь!».
Действительно, часто на такие меры мужчиной двигала крайняя нужда. Если не было своей ни земли, ни двора, ни угла, куда можно привести было жену, — приходилось идти «в примаки». Иногда это был способ спастись от голода, бедности или даже от призыва в армию. Часто если молодой человек вступал в брак и поселялся у родителей жены, его могли освободить от службы. Но вместе с новой пропиской он получал и социальное клеймо неполноценного.
Поселившись в отеческом доме жены, мужчина всегда оставался «не до конца своим». За каждым его шагом следили, все обсуждали, сколько он ест, как работает, сколько принёс в дом. Часто на примака смотрела косо не только родня жены, но и его собственная: мол, что тот «пристроился» и позорно сбежал от мужской доли.
Чтобы попасть в дом жены, примаку нужно было подписать специальный договор: очень подробный и дотошный. Как правило по контракту такой несостоятельный муж должен был отработать определённое количество лет, содержать тестя и тёщу до самой их смерти, воспитывать чужих детей, а в случае ссоры — уйти ни с чем, оставив всё нажитое годами. Случались ситуации, когда зять по 10–15 лет «вкалывал» в хозяйстве родителей жены, а в итоге после ссоры или смерти второй половинки вынужден был уйти с пустыми руками.
Во времена Советского союза, отношение к примакам изменилось, явление стало общераспространенным. Ограниченность жилых площадей, резкий приток деревенского населения в город сделал так, что в коммуналках и тесных хрущевках на территории семьи невесты часто ютилась не только новая ячейка общества, но и прочие ближние родственники (бабушки-дедушки, братья и сестры с семьями). Наличие своей комнаты и вовсе было признаком повышенного благосостояния.
В последнее время это явление стало обыденным и широко распространенным. На таких мужчин больше не косятся и не осуждают: каждый как может устраивает свою личную жизнь, равно как и решает иметь семью и детей в целом.
А вы согласны с этим?
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
https://m.dzen.ru/otmorozhennyye_istorii
Моя группа В Контакте