Итак после расслабляющей стоянки в Мексике мы пришли в Перу. Встретила нас удручающая картина советского рыболовного флота погибающего на рейде Кальяо. Напоминаю, год 1995. Три с половиной года после развала СССР. В советское время в Южно-Тихоокеанской экспедиции работало до 170 траулеров. Воды там богаты рыбой из-за холодного Перуанского течения. Ещё в 60-ые годы было в Перу какое-то левое правительство, которое заключило с Советским Союзом долгосрочное соглашение о рыболовстве ко взаимной выгоде договаривающихся сторон. В 1992 всё полетело прахом. Ловили в основном для внутреннего рынка, рубль обесценился. Перегнать траулер в Россию не дешево, часть судовладельцев бросила свой флот в Кальяо. Около 20 БМРТ ржавели на рейде, несколько уже затонули и из воды торчали только мачты. Печальное зрелище.
Свято место пусто не бывает. Перу продало квоты на рыбную ловлю Южной Корее. Стали на рейде в ожидании корейских кальмароловов для перегруза. Подъехала экскурсовод Анна Мария (В Перу двойные имена и фамилии). Училась в Одесском нархозе, слово за слово, нашли даже общих знакомых. Предложила экскурсию в Лиму. Пока здесь базировались советские рыбаки работы у неё было невпроворот, а сейчас - наш приход хоть какой-то заработок. Обзорная по городу, музей инков и рынок.
Музей потрясал количеством золота, хотя по слухам подлинных вещей сохранилось совсем немного. Испанцы переплавляли ритуальные предметы в слитки и увозили в Европу. Основатель музея, перуанский меценат, выкупал эти слитки(у них характерное соотношение золота и серебра) и местные умельцы воссоздавали предметы в стилистике инков.
Удивляет лёгкость с которой маленький отряд Франсиско Писсаро покорил огромную империю. Девизом империи Инков было: "Не лги, не воруй, не ленись!" Прожжённые конкистадоры использовали наивность коренных народов и внутренние раздоры. В 1589 году дон Манцио Серра де Легуисамо — последний оставшийся в живых из первых завоевателей Перу — писал следующее:
Мы обнаружили эти государства в очень хорошем состоянии, и упомянутые Инка управляли ими так мудро, что среди них не было ни воров, ни порочных мужчин, ни неверных жен, ни распутных женщин, ни безнравственных людей. У мужчин были честные и полезные профессии. Земли, леса, шахты, пастбища, дома и все продукты труда были распределены таким образом, что каждый знал свою собственность, и ни один человек не претендовал на неё и не пытался захватить её, местные законы не поощряли это… причина, которая обязывает меня об этом писать — очищение моей совести, поскольку я чувствую себя виновным. Мы уничтожили всё это своим плохим примером — уничтожили народ, который имел такое правительство и был счастливой нацией. Они не знали преступлений или казней, как мужчины, так и женщины; индеец, имеющий на 100 000 песо золота или серебра в своем доме, мог оставить его открытым, оставив маленькую палочку напротив двери, которая говорила о том, что он был хозяином этого имущества. Если он сделал это, по их традиции, никто ничего не мог взять там. Когда они увидели, что мы вешаем на двери замки и закрываем их на ключ, они решили, что мы боимся, что они могут убить нас, но они не верили, что кто-нибудь может украсть имущество другого. Когда они обнаружили воров среди нас и людей, которые пытались соблазнить их дочерей, они стали презирать нас.
Такая печальная история инков. В истории Перу потом было множество восстаний, военных переворотов, гражданских правительств.
В 1995 году перуанцы избрали президентом на второй срок Альберто Фухимори (перуанца японского происхождения). Народ отметил его заслуги в борьбе с экономическим кризисом и уличной преступностью. Анна Мария, наш экскурсовод, им восхищалась. Когда ехали по городу на каждом перекрестке стояли вооруженные автоматическим оружием патрули. Не забалуешь. Заодно зажал демократию, расплодил коррупцию. Действовал под лозунгом "Цель оправдывает средства". В 2000 вопреки конституции избрался на 3 срок. Потом бежал в Японию, в 2006 вернулся, но надолго сел в тюрьму, умер осенью прошлого года. По-прежнему самый популярный из президентов Перу. Здесь интересно и подробно.
Ну а мы поехали на рынок. Вотчина коренных индейцев кечуа. Очень красиво, но не очень функционально. Вписать в наши интерьеры индейские ковры или носить их пончо сложновато. Ярко и радостно. Для нас непривычно.
Закупился аж тремя шубами из альпаки. На тот момент стоили они не дорого. Выделка и подбор меха были сделаны кустарно, но моя супруга не поленилась перешить и получилась прекрасная шубка и шапки мне и детям. Одно время вся семья красовалась в одном стиле.
А там и рыболовные суда подошли. Начался перегруз. Уже не до туризма. Для иллюстрации здесь фото кальмароловов и процесс добычи кальмара на свет.
Загрузились перуанским кальмаром и пошли на Южную Корею. Заканчивался мой самый длинный рейс.
Продолжение будет. Подписывайтесь на канал. Комментарии приветствуются. Если нашли в тексте что-либо доброе и интересное, не поленитесь нажать на палец вверх. Автор будет благодарен.