Именно такой вывод сделали местные жители, после публикации в открытом доступе постановления о «Порядке демонтажа трамвайных путей». Неужели Калининград повторит судьбу других российских городов и достанется автобусам и троллейбусам?
В документе сказано, что «Порядок демонтажа трамвайных путей, не задействованных в транспортной работе (далее – Порядок), разработан в целях освобождения участков улично-дорожной сети от неиспользуемого муниципального имущества для дальнейшей организации дорожного движения и обеспечения безопасности участников дорожного движения». Есть уточнение, что «к неиспользуемому муниципальному имуществу относятся трамвайные пути, находящиеся в выделенной полосе или расположенные в одном уровне с проезжей частью, незадействованные в транспортной работе ввиду ликвидации трамвайного движения на отдельных участках улично-дорожной сети».
Такая новость вызвала негативную реакцию у многих транспортных экспертов. Особенно кровожадно и жестоко это выглядит после многочисленных заверений со стороны властей сохранить трамвай. «Этот вопрос на самом деле важный, но то, что трамваи мы демонтировать не будем, — это точно. Я точно никому не дам демонтировать трамваи, поверьте. Наоборот, программу сейчас дальше хочу развивать по обновлению…», - уверял губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных в эфире подкаста «Дом Советов» 14 февраля.
Не ренессанс, а новый виток уничтожения
О калининградском трамвае наша редакция пишет не впервые. В октябре прошлого года мы выпустили целый сюжет, где делились положительными впечатлениями об электрическом транспорте города. Тогда к нам стали поступать сообщения от местных жителей, которые видели ситуацию иначе. И переживали за состояние транспортного хозяйства.
Намерение Администрации Калининграда ликвидировать пути трамвая по проспекту Победы вызвало негативную реакцию у части калининградцев. Была создана инициативная общественная группа выступающую против этого решения. Собрано более 3000 подписей под обращением к губернатору Алексею Беспрозванных и главе города Елене Дятловой. Подробно мы рассказывали об этом в прошлой статье.
Уже ни раз говорилось об уникальности калининградского трамвая - его узкой колее. Безусловно это накладывает некоторые ограничения на подвижной состав, который можно эксплуатировать. Но, убирать трамвай в угоду машинам абсолютно бессмысленно. В недавней статье издание «Новый Калининград» напомнило о планах калининградских чиновников по развитию трамвая. Работы будут проходить в два этапа. Первый этап предполагает создание кольцевого маршрута №2 к 2030 году. Трамваи по нему будут следовать с Южного вокзала через эстакадный мост, гостиницу «Калининград», Ленинский проспект, площадь Победы, улицы Черняховского, 9 Апреля, Октябрьскую, Багратиона и бывшую Тополиную аллею, которая превратилась в отрезок Ленинского проспекта. А второй этап предусматривает запуск нескольких новых маршрутов: по улицам Фрунзе, Гагарина, Благовещенской и далее — либо до границы с Гурьевским округом, либо по улице Денисова. Второй маршрут проследует через Инженерный переулок по улицам Толстикова, Интернациональной и Аллее Смелых, а третий пока находится только на стадии концепции. Также второй этап включает демонтаж трамвайных путей с улиц Тельмана, Суворова, Киевской и с проспекта Победы. Так сказать, чтобы сделать новое нужно «выкорчевать» старое.
Намерение ликвидировать трамвайное движение на проспекте Победы, власти аргументируют низким пассажиропотоком. В дискуссию о состоянии трамвая в городе вмешался автор сообщества «Город для людей» Аркадий Гершман. Урбанист обратил внимание на проблемы в выстраивании транспортной логики. По его словам, вместо того, чтобы дать трамваю зарабатывать на перевозке пассажиров, чиновники делают всё, чтобы показать в отчётах пустые вагоны. Для этого, например, по проспекту Победы запущено около десятка параллельных колёсных маршрутов, «обкрадывающих» трамвай.
Никогда такого не было, и вот опять
В начале этого века многие крупные города начали демонтаж трамвайных путей. Например, в Петербурге в 2000-х была официально принята программа, состоящая из 3 этапов. Тогда Северная столица лишилась статуса трамвайной столицы мира, а последствия этого решения преследуют горожан по сей день. Москва тоже переживала период отторжения трамвая. Тогда неравнодушные жители создали общественное движение «Москвичи за трамвай». Транспорт смогли отстоять и сохранить. И сегодня власти выводят на маршруты беспилотные трамваи. А вот городу-миллионнику Воронежу совсем не повезло. В 2001 году власти объявили трамвай «малоэффективным и экологически очень грязным видом транспорта». Подробно об этом мы рассказывали в одной из наших статей. Трамвай убрали, оставили маршрутки. Теперь власти придумывают как улучшить общественный транспорт. Не так давно обсуждали идею метробуса.
Наша редакция надеется, что жителям Калининграда удастся отстоять трамвай. И этот чудесный вид транспорта продолжит работать в городе.
Анастасия Печурина