Найти в Дзене
transportSpb.com

Калининград: теперь трамвайные пути будут уничтожаться не сумбурно, а упорядоченно

Именно такой вывод сделали местные жители, после публикации в открытом доступе постановления о  «Порядке демонтажа трамвайных путей».  Неужели Калининград повторит судьбу других российских городов и достанется автобусам и троллейбусам? В документе сказано, что «Порядок демонтажа трамвайных путей, не задействованных в транспортной работе (далее – Порядок), разработан в целях освобождения участков улично-дорожной сети от неиспользуемого муниципального имущества для дальнейшей организации дорожного движения и обеспечения безопасности участников дорожного движения». Есть уточнение, что «к неиспользуемому муниципальному имуществу относятся трамвайные пути, находящиеся в выделенной полосе или расположенные в одном уровне с проезжей частью, незадействованные в транспортной работе ввиду ликвидации трамвайного движения на отдельных участках улично-дорожной сети». Такая новость вызвала негативную реакцию у многих транспортных экспертов. Особенно кровожадно и жестоко это выглядит после многочисле

Именно такой вывод сделали местные жители, после публикации в открытом доступе постановления о  «Порядке демонтажа трамвайных путей».  Неужели Калининград повторит судьбу других российских городов и достанется автобусам и троллейбусам?

Вагон модели Tatra KT4D №611 третьего маршрута следует по Большой Песочной улице. Февраль 2025г. Автор фото Yuriy Meshanskiy, сайт transphoto.org
Вагон модели Tatra KT4D №611 третьего маршрута следует по Большой Песочной улице. Февраль 2025г. Автор фото Yuriy Meshanskiy, сайт transphoto.org

В документе сказано, что «Порядок демонтажа трамвайных путей, не задействованных в транспортной работе (далее – Порядок), разработан в целях освобождения участков улично-дорожной сети от неиспользуемого муниципального имущества для дальнейшей организации дорожного движения и обеспечения безопасности участников дорожного движения». Есть уточнение, что «к неиспользуемому муниципальному имуществу относятся трамвайные пути, находящиеся в выделенной полосе или расположенные в одном уровне с проезжей частью, незадействованные в транспортной работе ввиду ликвидации трамвайного движения на отдельных участках улично-дорожной сети».

Такая новость вызвала негативную реакцию у многих транспортных экспертов. Особенно кровожадно и жестоко это выглядит после многочисленных заверений со стороны властей сохранить трамвай. «Этот вопрос на самом деле важный, но то, что трамваи мы демонтировать не будем, — это точно. Я точно никому не дам демонтировать трамваи, поверьте. Наоборот, программу сейчас дальше хочу развивать по обновлению…», - уверял губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных в эфире подкаста «Дом Советов» 14 февраля.

Не ренессанс, а новый виток уничтожения

О калининградском трамвае наша редакция пишет не впервые. В октябре прошлого года мы выпустили целый сюжет, где делились положительными впечатлениями об электрическом транспорте города. Тогда к нам стали поступать сообщения от местных жителей, которые видели ситуацию иначе. И переживали за состояние транспортного хозяйства.

Намерение Администрации Калининграда ликвидировать пути трамвая по проспекту Победы вызвало негативную реакцию у части калининградцев. Была создана инициативная общественная группа выступающую против этого решения. Собрано более 3000 подписей под обращением к губернатору Алексею Беспрозванных и главе города Елене Дятловой. Подробно мы рассказывали об этом в прошлой статье.

Демонтаж путей закрытой линии на проспекте Победы. Октябрь 2024г. Автор фото Dima 2502, сайт transphoto.org
Демонтаж путей закрытой линии на проспекте Победы. Октябрь 2024г. Автор фото Dima 2502, сайт transphoto.org

Уже ни раз говорилось об уникальности калининградского трамвая - его узкой колее. Безусловно это накладывает некоторые ограничения на подвижной состав, который можно эксплуатировать. Но, убирать трамвай в угоду машинам абсолютно бессмысленно. В недавней статье издание «Новый Калининград» напомнило о планах калининградских чиновников по развитию трамвая. Работы будут проходить в два этапа. Первый этап предполагает создание кольцевого маршрута №2 к 2030 году. Трамваи по нему будут следовать с Южного вокзала через эстакадный мост, гостиницу «Калининград», Ленинский проспект, площадь Победы, улицы Черняховского, 9 Апреля, Октябрьскую, Багратиона и бывшую Тополиную аллею, которая превратилась в отрезок Ленинского проспекта. А второй этап предусматривает запуск нескольких новых маршрутов: по улицам Фрунзе, Гагарина, Благовещенской и далее — либо до границы с Гурьевским округом, либо по улице Денисова. Второй маршрут проследует через Инженерный переулок по улицам Толстикова, Интернациональной и Аллее Смелых, а третий пока находится только на стадии концепции.  Также второй этап включает демонтаж трамвайных путей с улиц Тельмана, Суворова, Киевской и с проспекта Победы. Так сказать, чтобы сделать новое нужно «выкорчевать» старое.

 Вагон модели 71-921 «Корсар» №704 третьего маршрута на площади Победы. Март 2025г. Автор фото Korsarik, сайт transphoto.org
 Вагон модели 71-921 «Корсар» №704 третьего маршрута на площади Победы. Март 2025г. Автор фото Korsarik, сайт transphoto.org

Намерение ликвидировать трамвайное движение на проспекте Победы, власти аргументируют низким пассажиропотоком. В дискуссию о состоянии трамвая в городе вмешался автор сообщества «Город для людей» Аркадий Гершман. Урбанист обратил внимание на проблемы в выстраивании транспортной логики. По его словам, вместо того, чтобы дать трамваю зарабатывать на перевозке пассажиров, чиновники делают всё, чтобы показать в отчётах пустые вагоны. Для этого, например, по проспекту Победы запущено около десятка параллельных колёсных маршрутов, «обкрадывающих» трамвай.

Никогда такого не было, и вот опять

В начале этого века многие крупные города начали демонтаж трамвайных путей. Например, в Петербурге в 2000-х была официально принята программа, состоящая из 3 этапов. Тогда Северная столица лишилась статуса трамвайной столицы мира, а последствия этого решения преследуют горожан по сей день. Москва тоже переживала период отторжения трамвая. Тогда неравнодушные жители создали общественное движение «Москвичи за трамвай». Транспорт смогли отстоять и сохранить. И сегодня власти выводят на маршруты беспилотные трамваи. А вот городу-миллионнику Воронежу совсем не повезло. В 2001 году власти объявили трамвай «малоэффективным и экологически очень грязным видом транспорта». Подробно об этом мы рассказывали в одной из наших статей. Трамвай убрали, оставили маршрутки. Теперь власти придумывают как улучшить общественный транспорт. Не так давно обсуждали идею метробуса.

Наша редакция надеется, что жителям Калининграда удастся отстоять трамвай. И этот чудесный вид транспорта продолжит работать в городе.

Анастасия Печурина