Найти в Дзене
Неоновый Герой

Змей Плисскен и вселенная "Побега из..."

Всем привет, с вами Неоновый Герой, и сегодня хотелось бы вспомнить о творчестве Джона Карпентера. Человек-оркестр: и режиссёр, и композитор, и сценарист, подаривший нам "Хэллоуин", "Нечто", "Нападение на 13 участок" и "Чужих среди нас". Он же и подарил нам культовую дилогию о приключениях одноглазого мрачного мужика в исполнении Курта Рассела, бегущего из мегаполисов, ставших рассадниками преступности и разрухи, при этом выполняя задания от правительства США. Именно об этой дилогии и (совсем немного - о спин-оффах) сегодня пойдёт речь. Итак, в 1981 году Джон Карпентер, став более-менее известной фигурой в кинобизнесе, решил осуществить свой давний сценарий, основанный на Уолтергейтском скандале и последующим с ним росте преступности в крупных городах. Съёмки "Побега из Нью-Йорка" были крайне сложными, ведь снимали фильм в ночное время, кроме того, на бюджет фильма выделили 7 миллионов долларов. Тем не менее, "Побег из Нью-Йорка" стал культовым и финансово успешным фильмом. Теперь же п

Всем привет, с вами Неоновый Герой, и сегодня хотелось бы вспомнить о творчестве Джона Карпентера. Человек-оркестр: и режиссёр, и композитор, и сценарист, подаривший нам "Хэллоуин", "Нечто", "Нападение на 13 участок" и "Чужих среди нас". Он же и подарил нам культовую дилогию о приключениях одноглазого мрачного мужика в исполнении Курта Рассела, бегущего из мегаполисов, ставших рассадниками преступности и разрухи, при этом выполняя задания от правительства США. Именно об этой дилогии и (совсем немного - о спин-оффах) сегодня пойдёт речь.

Змей Плисскен в исполнении Курта Рассела - колоритный главный герой.
Змей Плисскен в исполнении Курта Рассела - колоритный главный герой.

Итак, в 1981 году Джон Карпентер, став более-менее известной фигурой в кинобизнесе, решил осуществить свой давний сценарий, основанный на Уолтергейтском скандале и последующим с ним росте преступности в крупных городах. Съёмки "Побега из Нью-Йорка" были крайне сложными, ведь снимали фильм в ночное время, кроме того, на бюджет фильма выделили 7 миллионов долларов. Тем не менее, "Побег из Нью-Йорка" стал культовым и финансово успешным фильмом. Теперь же перейдём к сеттингу.

Альтернативная реальность. В мире идёт Третья Мировая. Небывалый рост преступности в Нью-Йорке вынудил правительство США пойти на крайние меры. Остров Манхэттен был изолирован от материковой части и объявлен уголовной колонией. Вокруг острова была организована линия охраны, что сводило на нет любые попытки бежать из Нью-Йорка. И всё бы ничего, но тут происходит непредвиденное: самолёт президента захватывают террористы-революционеры, и садятся на территорию Нью-Йорка. Президент пытается спастись в специальной капсуле, но не тут-то было. В итоге президент и крайне важная аудиозапись о ядерном синтезе попадает в плен. Тут, как на удачу, в зону депортации попадает Снейк Плисскен - бывший военный, ветеран Вьетнама, получивший Пурпурное сердце, а ныне - один из самых разыскиваемых преступников Америки. Начальник полиции Хоук, которого играет знаменитый Плохой из "Долларовой трилогии"(Ли Ван Клифф) предлагает Снейку сделку: полная амнистия в обмен на жизнь президента и аудиозапись. Снейк тут же показывает характер, однако, в итоге, соглашается. А чтобы Снейк не передумал, ему в шею вживляют две капсулы, которые взорвут нашему герою голову в течении 22 часов, если он не выполнит своё задание. Именно так и начинается культовый "Побег из Нью-Йорка". В дальнейшем данная картина 1981 года проходит почти что в тёмных, постапокалиптических переулках города-тюрьмы. Снейк прячется по трущобам от местных банд, дерётся на местном аналоге Колизея и находит старого знакомого, по вине которого Снейк попался властям.

Персонажи - это главное достоинство "Побега из Нью-Йорка". Снейк Плисскен в исполнении Курта Рассела - весьма яркий образ. Снейк Плисскен - матёрый одноглазый и небритый мужик, который плевал на такие вещи, как патриотизм, долг и прочее. Снейк - специалист по диверсионным операциям, личность настолько знаменитая, что все встречные персонажи его узнают( и удивляются, поскольку думали, что тот погиб). Кроме того, Хоук упоминал участие Снейка в неких миссиях в Сибири и в Ленинграде. Сам персонаж Снейка Плисскена стал настолько культовым, что даже гений Конами Хидео Кодзима срисовал главного героя серии Metal Gear: Солида Снейка(а потом и Биг Босса) именно с Плисскена. Помимо Снейка, весьма запоминающимся является главный антагонист - Герцог, преступный король Нью-Йорка, сыгранный известным певцом Айзеком Хейсом или Кэбби - бывший таксист, сыгранный Эрнестом Боргнайном. Понятно, что спустя 40 лет "Побег из Нью-Йока" не проходит проверку временем и все эти "колоритные персонажи" похожи больше на бомжей. Да и само действие по большей части происходит в полумраке, а всё потому, что пейзажи постапокалиптического Нью-Йорка Карпентеру приходилось снимать ночью, при отсутствии людей на улицах. Но посмотреть есть на что. Снейк приземляется на крышу одной из башен Всемирного Торгового Центра, пройдёт по Таймс-Скверу. В общем, несмотря на то, что "Побег из Нью-Йорка" явно не прошёл проверку временем, фильм 1981 года ощущается более аутентично, чем его сиквел, к которому мы сейчас и переходим.

-4

"Побег из Лос-Анджелеса" задумывался Карпентером ещё после премьеры "Побега из Нью-Йорка", однако идея была задвинута в долгий ящик после "Нечто". И только несколько землетрясений в Калифорнии, а также Лос-анджелесский бунт 1992 года вдохновил маэстро Карпентера вновь взяться за историю Снейка Плисскена. Львиную долю вдохновения привнёс сам исполнитель Снейка: Курт Рассел, пожелавший вернуться к образу своего культового героя, а также ему принадлежит часть сюжета(например, концовка).

После событий в Нью-Йорке прошло 15 лет. 2013 год. На этот раз в центре повествования у нас Город Ангелов и порока. Согласно лору, в 1997 году здесь произошло чудовищное землетрясение, которое предсказывал будущий президент США. В итоге Лос-Анджелес стал депортационной зоной, не являющейся частью США, и туда стали ссылать всех тех, кто стал нежелательной персоной для новой Америки. Тут, внезапно дочь президента Утопия крадёт из секретной военной лаборатории чемоданчик с новым сверхсекретной системой спутникового наведения "Дамоклов меч", которая позволяет отключить от электричества целые города, страны, да и всю планету. Крадёт, и сбегает от злобного папаши в Лос-Анджелес, к Че Геваре перуанскому террористу Куэрво Джонсу. Требуется вернуть чемоданчик, иначе силы стран третьего мира победят США в войне. Тут в зону депортации вновь прибывает Снейк Плисскен, арестованный за очередную пачку преступлений. Хитростью вколов Снейку выращенный в лабораториях смертельный вирус "Плутоксин-7", командир тюрьмы Маллой и лично президент, подбивают Снейка на миссию по возвращению чемоданчика и устранения Утопии. И Снейку ничего не остаётся, как вновь поработать на правительство.

На самом деле "Побег из Лос-Анджелеса" является улучшенным ремейком "Побега из Нью-Йорка". Фильм использует всё те же сюжетные ходы, что и первая часть, однако, во всём чувствуется масштабность сиквела. Плюс привлечение таких звёзд Голливуда, как Пэм Гриер, Стив Бушеми, Питер Фонда. Даже Брюс Кэмпбелл засветился, сыграв колоритного сумасшедшего хирурга больницы из Беверли-Хиллз. Рассел всё так же крут, хотя здесь ему уже 45. Он не потерял формы за 15 лет, сыплет остротами и выходит из всех передряг: то хитростью перестреляв гангстеров, то прокатившись на сёрфинге, а то и победив в смертельном баскетболе(голливудская байка говорит, что Курт Рассел честно сумел выполнить с одного дубля все 5 бросков в корзину, хотя, это, конечно, вранье). Весьма эпичные декорации разрушенного бульвара Сансет, Гриффит парка и "Весёлого королевства"(которая, к слову, является декорацией фильма "Назад в будущее"). К сожалению, все эти спецэффекты безнадёжно устарели, и сейчас "Побег из Лос-Анджелеса" выглядит весьма бутафорно и камерно. Однако, в отличие от "Побега из Нью-Йорка" повествование более захватывающе и динамичнее. Да и финальная сцена, где вновь Снейка обманули, а он ловко обвёл всех вокруг пальца, доставляет. Однако, сам по себе фильм не был достаточно успешным, и ныне почти забыт (хоть я и получил удовольствие при пересмотре оного).

-6

Также, по приключениям Снейка Плисскена повествуют 2 серии комиксов. Первая выходила под крылом Marvel, и рассказывала о событиях между двумя фильмами, а вторая - под предводительством лично Карпентера, повествовала о приключениях Снейка в Нью-Вегасе(нет, не том, из вселенной Fallout), а также должна была стать связующим мостиком к новому, третьему фильму. Увы, но его так и не случилось. Изначально, полагалось, что Снейк на сей раз будет сбегать не из города США, а аж с Марса(интересно, как он туда бы попал, если с лёгкой руки Карпентера в конце "Побега из Лос-Анджелеса" Снейк лично обесточил всю планету, вернув род человеческий в каменный век?). Помимо этого планировалась и игра по мотивам этого фильма. Однако, ничего не сложилось, и, считается, что "Призраки Марса" - это сильно переработанный сценарий третьей части бегущего Снейка Плисскена.

-7

Что же можно сказать по итогу? Снейк Плисскен в исполнении Курта Рассела оказал огромное влияние на развитие так называемых "антигероев" в массовой культуре. Образ брутального и небритого одноглазого мужика, который плевал на патриотизм и законы новой Америки, весьма полюбился зрителю, тем более вышел "Побег из Нью-Йорка" в тот момент, когда маскулинность и брутальность главного героя была в залоге успеха для любого боевика. Конечно, сейчас, Плисскен смотрится чересчур прямолинейно, и, что говорить, Кодзима-сан проработал своего Снейка( и Биг Босса) куда лучше. Однако, наряду с постапокалиптическим миром, где подобный ренегат бросает вызов диктатуре новой Америке, невольно становясь заложником их амбиций, Снейк Плисскен был "героем своего времени", тем духом "Американской свободы", что находило в последующих произведениях отклик в массовой культуре.

-8

А на этом у меня всё. Смотрите хорошие фильмы, читайте хорошие книги, и не забывайте о любимых играх! Всего хорошего, до новых встреч!