Найти в Дзене
Наталья Онищенко

Кристофер Пайк «Клуб полуночников»

Действие романа происходит в хосписе для молодых и смертельно больных людей, где они доживают последние дни. Пятеро героев встречаются по ночам в библиотеке и рассказывают по очереди истории. Однажды они заключают пакт: кто умрёт первым, должен подать знак остальным, если загробная жизнь существует, дабы те примерились с кончиной. Как заявляет аннотация, затем «один из них умирает. И начинается история. Одна необычайная история. Ужасная история». Что ж, она воистину ужасная. Мучительно плохая. Та самая смерть из аннотации происходит в середине романа, а до этого автор предлагает читателю страдания девочки-подростка, влюблённой в «несвободного» мальчика (он тоже в хосписе и тоже умирает). Вот это всё перемежается пакетом дешёвой философии на вечные темы и историями, которые должны раскрывать и оттенять внутренние конфликты (персонажи вывалят все секреты перед смертью и всё-всё объяснят). Лейтмотивом в «Клубе полуночников» идёт тема вечного перерождения и концепция родственных душ. Заявл
Оглавление

Сюжет

Действие романа происходит в хосписе для молодых и смертельно больных людей, где они доживают последние дни. Пятеро героев встречаются по ночам в библиотеке и рассказывают по очереди истории.

Однажды они заключают пакт: кто умрёт первым, должен подать знак остальным, если загробная жизнь существует, дабы те примерились с кончиной. Как заявляет аннотация, затем «один из них умирает. И начинается история. Одна необычайная история. Ужасная история». Что ж, она воистину ужасная. Мучительно плохая.

О скомканности повествования

Та самая смерть из аннотации происходит в середине романа, а до этого автор предлагает читателю страдания девочки-подростка, влюблённой в «несвободного» мальчика (он тоже в хосписе и тоже умирает). Вот это всё перемежается пакетом дешёвой философии на вечные темы и историями, которые должны раскрывать и оттенять внутренние конфликты (персонажи вывалят все секреты перед смертью и всё-всё объяснят).

О бедной реализации идей

Лейтмотивом в «Клубе полуночников» идёт тема вечного перерождения и концепция родственных душ. Заявляется это прямо в лоб. Героине снятся сны о прошлых жизнях, и она пересказывает их на собраниях клуба. Как такового смысла в перерождениях нет. Да, души набираются опыта, но на этом всё. Скучно. И иначе в этом романе не будет, ведь даже заявив, мол, есть куча параллельных миров, где побывала душа героини, автор подробно (а его «подробно» отнюдь не подробное) рассказывает о жизни в Древнем Египте и Древней Индии, никаких тебе иных миров. Зачем? Их надо же продумывать, а автор поленился даже тщательно с реальными культурами разобраться.

О таком же бедном стиле

Схематичность и поверхностность описаний зашкаливает. Проработки деталей считайте что нет. Роман походит на краткий пересказ фильма с википедии.

Авторская речь ничем не отличается от самих историй клуба полуночников, которые: а) — короткие, б) — придуманы подростками и в) — рассказываются вслух, что и оправдывает их простоту. Однако авторская речь таким щитом прикрыться не может.

Кадр из одноимённого сериала.
Кадр из одноимённого сериала.

Итог

«Клуб полуночников» — жутко сентиментальная, наивная и непроработанная книга, рахитный скелет без мяса. В романе нет хорошего юмора, дабы компенсировать трагедии смерти в юном возрасте (в этом, возможно, виноваты переводчики). Нет там и теплоты группы, сплочённой одной бедой. Зато есть унылые и лишённые большинства исторических специфик воспоминания из прошлых жизней, несуразная подростковая драма и побеждающие всё добро и любовь.

Если вам нравятся дотошные книжные рецензии, подписывайтесь на канал!