Найти в Дзене

Совещание Владимира Путина с Правительством: Ликвидация последствий крушения танкеров в Черном море

14 апреля 2025 года на совещании с членами Правительства Президент России Владимир Путин обсудил ход работ по устранению последствий аварии в Керченском проливе 15 декабря 2024 года. Напомним, что тогда произошла одна из крупнейших экологических катастроф в истории Черного моря – крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозивших в общей сложности около 9,2 тыс. тонн мазута. Авария, вызванная штормом, привела к разливу от 2,4 до 5 тыс. тонн нефтепродуктов, загрязнившему более 60 км побережья Краснодарского края и Крыма. Последствия катастрофы затронули экосистему, туристическую отрасль и здоровье местных жителей, потребовав масштабных усилий по ликвидации. На совещании Владимир Путин заслушал доклад вице-премьера Виталия Савельева, возглавляющего Правительственную комиссию по ликвидации ЧС. Давайте подробно рассмотрим ключевые аспекты доклада, текущие меры, планы на будущее и связанные с ними вызовы. Вице-премьер Виталий Савельев начал доклад с обзора текущей работы Пр
Оглавление
Вице-премьер Виталий Савельев
Вице-премьер Виталий Савельев

14 апреля 2025 года на совещании с членами Правительства Президент России Владимир Путин обсудил ход работ по устранению последствий аварии в Керченском проливе 15 декабря 2024 года. Напомним, что тогда произошла одна из крупнейших экологических катастроф в истории Черного моря – крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозивших в общей сложности около 9,2 тыс. тонн мазута. Авария, вызванная штормом, привела к разливу от 2,4 до 5 тыс. тонн нефтепродуктов, загрязнившему более 60 км побережья Краснодарского края и Крыма. Последствия катастрофы затронули экосистему, туристическую отрасль и здоровье местных жителей, потребовав масштабных усилий по ликвидации.

На совещании Владимир Путин заслушал доклад вице-премьера Виталия Савельева, возглавляющего Правительственную комиссию по ликвидации ЧС. Давайте подробно рассмотрим ключевые аспекты доклада, текущие меры, планы на будущее и связанные с ними вызовы.

Прогресс и планы

Вице-премьер Виталий Савельев начал доклад с обзора текущей работы Правительственной комиссии, созданной для координации ликвидационных мероприятий. Комиссия действует системно, опираясь на ежедневную координацию оперативного штаба под руководством первого заместителя председателя комиссии, министра МЧС Александра Куренкова. Основные усилия сосредоточены на демонтаже танкеров, предотвращении дальнейших утечек мазута, очистке побережья и минимизации экологического ущерба.

Демонтаж танкера «Волгонефть-239»

В марте 2025 года завершены демонтаж и утилизация кормовой части танкера «Волгонефть-239», севшего на мель у мыса Панагия. За время работ откачано около 1,5 тыс. тонн водомазутной смеси, а также срезано и вывезено 830 тонн металлоконструкций. Эти меры позволили полностью зачистить участок на суше, устранив риск новых утечек из кормовой части. Однако носовая часть «Волгонефть-239» и разломленный пополам танкер «Волгонефть-212» (носовая и кормовая части) остаются на глубине около 20 метров, содержа в общей сложности 3,919 тонн мазута. Эти фрагменты представляют основную угрозу для акватории, так как повышение температуры воды в летний период может спровоцировать подъем осевшего мазута, усугубляя загрязнение.

-2

Установка коффердамов

Для безопасной утилизации мазута из затонувших фрагментов комиссия выбрала экологически безопасный подход – установку коффердамов. Эти инженерные сооружения, которые Савельев назвал «саркофагами», будут установлены над носовой частью «Волгонефть-239» и обеими частями «Волгонефть-212». Коффердамы изолируют мазут, предотвращая его разлив в Черное море. Через технологические люки мазут будет откачан, после чего коффердамы и остатки судов утилизируют. Савельев подчеркнул, что конструкция коффердамов разработана с учетом будущей откачки и утилизации, чтобы избежать дополнительных сложностей. Сооружения не помешают судоходству и устойчивы к штормам, что подтверждено расчетами.

-3

Минтранс, под руководством министра Романа Старовойта, организует подготовительные работы. Правительство выделило 1 млрд 92 млн рублей на демонтаж надстроек затонувших судов и разработку проектной документации для коффердамов. Установка сооружений запланирована на 30 октября 2025 года, а полное удаление танкеров со дна ожидается в 2026 году. Президент Путин акцентировал внимание на необходимости выстроить работы так, чтобы коффердамы стали частью процесса откачки и утилизации, минимизируя риски.

Очистка побережья и акватории

Ликвидационные работы на побережье и в море продолжаются с привлечением более 5 тыс. человек, 680 единиц техники и 28 плавсредств. По данным Минтранса, откачано 77% мазута из акватории, собрано 2,270 тонн мазутосодержащей жидкости. Мониторинг 955 км береговой линии и акватории ведется круглосуточно с использованием спутников и прогнозов движения нефтепродуктов. Новых масштабных выбросов не зафиксировано, а герметичность затонувших фрагментов подтверждена.

В Анапе активно тестируются инновационные технологии очистки. На пляже «Кавказ» завершаются испытания технологии мокрого просеивания песка, разработанной ООО «РусВал». Процесс использует морскую воду в замкнутом цикле (до 280 раз за смену), очищая ее сорбентами, и удаляет нефтяную пленку с песка любой фракции. На пляже «Высокий берег» успешно протестирована очистка гальки с помощью многоразовых биосорбентов, где цикл занимает 10 минут. К слову, технология очистки песка с использованием ПАВов на основе растительного масла, разработанных Дзержинским заводом «Норкем», стала важным инструментом в борьбе с последствиями разлива мазута на Черноморском побережье.

Водолазы МЧС продолжают собирать мазут со дна. 14 апреля 2025 года они подняли 296 мешков нефтепродуктов: 130 в Витязево и 166 в Джемете. Однако штормы периодически выбрасывают мазут на берег, требуя повторной очистки.

-4

Экологический ущерб и ответственность

Росприроднадзор рассчитал экологический ущерб в 84,94 млрд рублей, из которых 49,4 млрд рублей предъявлены ООО «Кама Шиппинг» (владелец «Волгонефть-212») и 35,5 млрд рублей – ЗАО «Волгатранснефть» (владелец «Волгонефть-239»). Судовладельцам предоставлен месяц для добровольного возмещения, после чего начнутся судебные разбирательства. Дополнительно Морспасслужба требует 315 млн рублей за расходы на ликвидацию, а Анапа подала иск на 211 млн рублей за очистку побережья. Трансграничный характер катастрофы привел к претензиям со стороны Украины, оценившей затраты в $14 млрд.

Экологические последствия включают гибель 84 дельфинов и до 20,000 птиц, по оценкам Greenpeace и биолога Ивана Русева. Токсичные углеводороды нарушили пищевые цепи.. Восстановление 280 га пляжей потребует 840 тыс. кубометров песка, а Черное море, уже страдающее от ежегодного сброса 9 тыс. тонн нефти, столкнулось с дополнительной нагрузкой.

Финансовая поддержка

Правительство выделило значительные средства на ликвидацию ЧС:

  • 1,5 млрд рублей в январе 2025 года для возмещения расходов Краснодарского края.
  • 1 млрд 92 млн рублей на демонтаж танкеров и установку коффердамов.
  • 105 млн рублей в марте на закупку 12 км боновых заграждений и 30 тонн биосорбентов для Морспасслужбы.

Эти средства позволили усилить материально-техническую базу и поддержать пострадавшие территории.

Реформа танкерного флота

Авария выявила системные проблемы в эксплуатации танкеров, включая несоблюдение сезонных ограничений и нехватку квалифицированных кадров. По поручению Президента Минтранс, Ространснадзор, морской и речной регистры проверяют состояние танкерного флота и более 500 судоходных компаний. К маю 2025 года будут представлены предложения по усилению контроля за техническим состоянием судов и перевозками нефтепродуктов. Следственный комитет расследует действия капитанов танкеров и недостатки в организации ликвидации ЧС, что может привести к ужесточению нормативной базы.

Реабилитация дикой природы

Спасение пострадавших животных остается важной частью работы. В Центре реабилитации птиц в Витязево (Анапа) находится более 50 птиц, 35 из которых готовятся к выпуску.

Волонтерские усилия

В ликвидации участвуют более 10 тыс. человек, включая волонтеров. Волонтеры собирают мазут, очищают пляжи и спасают животных, но сталкиваются с нехваткой техники для вывоза отходов, что приводит к их смыву во время штормов.

Туристический сезон 2025 года

Одной из ключевых тем совещания стала подготовка к туристическому сезону. В Крыму, Севастополе и большинстве районов Краснодарского края, за исключением Анапы и Темрюкского района, сезон планируется открыть в штатном режиме. Исследования воздуха, питьевой воды, рыбы и аквакультуры показали соответствие нормативам. Роспотребнадзор проводит регулярный забор проб с 150 пляжей Краснодарского края, включая 141 в Анапе и 9 в Темрюкском районе. Заключение о соответствии песка и морской воды санитарным нормам ожидается в ближайшее время, после чего Краснодарский край, Роспотребнадзор и Минэкономразвития определят формат сезона.

В Анапе и Темрюкском районе восстановление пляжей прогнозируется не ранее середины 2025 года. Бронирования в детских лагерях упали на 40%, что угрожает экономике региона. Однако санатории, гостиницы и спа-комплексы могут работать без ограничений, а для пляжного отдыха требуется заключение Роспотребнадзора. Правительство продлило сроки уплаты налогов на имущество, землю и страховых взносов для санаториев, детских лагерей, туроператоров и агентств, а также предоставило льготные займы.

Температура воды в море Сукко, Анапа, Большой Утриш

Заключение

Совещание Владимира Путина с Правительством 14 апреля 2025 года подтвердило приоритетность ликвидации последствий крушения танкеров. Доклад Виталия Савельева показал успехи в демонтаже, очистке и поддержке регионов, но подчеркнул необходимость дальнейших усилий. Установка коффердамов, реформа танкерного флота и инновационные технологии, включая ПАВы от «Норкем», создают основу для восстановления. Успех зависит от координации, финансирования и международного сотрудничества, чтобы защитить Черное море от долгосрочных последствий.

Разлив мазута в Черном море и другие ЧП в Анапском районе и Краснодарском крае | ЖК КИПАРИС Море Live - СуккоГрадъ | Дзен
За Свободный пляж Сукко! | ЖК КИПАРИС Море Live - СуккоГрадъ | Дзен
ЖК Кипарис (бывший Холидей Хаус / Holiday House) | ЖК КИПАРИС Море Live - СуккоГрадъ | Дзен