Найти в Дзене
OVER 9000

Она вам не «Копейка»: неудобные факты про ВАЗ-2101

А вы знали, что дефицит машин возникал вовсе не из-за малых мощностей завода? Или почему называть первенца ВАЗа «копейкой» в кругах ценителей считается моветоном? К юбилею легенды говорим о малоизвестных и не всегда лестных фактах в ее истории. Сразу развеем миф, что лейтмотивом было в очередной раз «догнать и перегнать». Или ублажить советского потребителя, изголодавшегося по новым машинам. Нет, заявлялось-то все именно так, но реальные причины куда прозаичнее. Кто постарше, помнят фразу «брежневский застой». Эпоха Леонида Ильича действительно характеризовалась стабильными, но тупиковыми для экономики процессами. Граждане привычно копили средства, но тратить их было особо некуда. Понимали это и наверху. Поэтому строительством супер-завода было решено убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, высше-средний класс получал автомобиль приличнее «Горбатого», престижнее «Москвича» и современнее «Волги». Заодно частично снималась проблема автомобильного дефицита – очереди (если у тебя не блат
Оглавление

А вы знали, что дефицит машин возникал вовсе не из-за малых мощностей завода? Или почему называть первенца ВАЗа «копейкой» в кругах ценителей считается моветоном? К юбилею легенды говорим о малоизвестных и не всегда лестных фактах в ее истории.

Зачем все было нужно

Сразу развеем миф, что лейтмотивом было в очередной раз «догнать и перегнать». Или ублажить советского потребителя, изголодавшегося по новым машинам. Нет, заявлялось-то все именно так, но реальные причины куда прозаичнее.

Кто постарше, помнят фразу «брежневский застой». Эпоха Леонида Ильича действительно характеризовалась стабильными, но тупиковыми для экономики процессами. Граждане привычно копили средства, но тратить их было особо некуда. Понимали это и наверху. Поэтому строительством супер-завода было решено убить сразу нескольких зайцев.

Во-первых, высше-средний класс получал автомобиль приличнее «Горбатого», престижнее «Москвича» и современнее «Волги». Заодно частично снималась проблема автомобильного дефицита – очереди (если у тебя не блат конечно) стояли на годы. Плюс, в оборот государства шли наличные, с которыми население не спешило расставаться в пользу Сберкассы. Наконец, создавалось большое количество рабочих мест. Как на ВАЗе, так и на смежниках. И было еще кое-что. То, что многие автоисторики упоминать не любят.

«Пусть враг подавится»

Одна из причин возведения завода и запуска ВАЗ-2101 по образцу FIAT-124 – прицел на экспорт. Несмотря на бодрые отчеты съездов, стране как воздух требовалась валюта. Да – та самая, которая вся в долгах и вот-вот обанкротится. Даже завод строили фактически в долг у итальянцев – отдавать тоже нужно было не рублями. Где стране с плановой экономикой брать заокеанские дензнаки?.. За счет экспорта конечно! Но есть проблема: западноевропейский покупатель десятилетиями копить на транспорт не привык. Да и абы что задорого не купит. Выход? Только жестко демпинговать. Тем более что даже на момент появления в Италии FIAT-124 не являлся пиком технологий. Все это привело к тому, что «там» советская машина стоила копейки, а у нас оставалась мечтой всей жизни.

Это вообще большой курьез послевоенного автопрома СССР. Дефицит для граждан формировался во многом потому, что огромная часть продукции шла за рубеж. В страны каплагеря (да и соцлагеря тоже) отгружались целые железнодорожные составы с автомобилями, за которыми у нас гонялись. Иной раз под страхом уголовного преследования. При этом цена для «классовых врагов» была сильно ниже. А комплектации интереснее.

Например, ВАЗ-2101 для Англии имел больше вариантов цветов – вплоть до отдельно окрашенной крыши. В салоне царил запах кожи – ей обивались кресла. А от вечной сырости Альбиона кузов защищала улучшенная антикоррозийная обработка. Иностранному клиенту в 1979 г такая машина обходилась в сумму около 3 тыс. рублей (в переводе). А для советского гражданина упрощенная «единичка» влетала в копеечку – 7 300 руб. Если, конечно, он вообще дожидался: полностью очереди не исчезли даже с запуском конвейера на всю мощность.

-2

И еще немного цифр. В 1977 г. на экспорт Советским Союзом было отправлено 362 тысячи легковушек. При этом внутри страны продали 1 млн. 107 тыс. Фактически треть продукции уехала за границу. И это при продолжающемся дефиците! В общем, когда вам будут говорить, что единственной целью «Копейки» была массовая пересадка нас на машины ради общего счастья – не верьте.

Битва за имя

Символы решали все. Назови ледокол, трактор или приуроченный к какому-нибудь съезду комбайн без отсылки на вождей – и можно было потерять должность. Вот и для новой машины имя подбирали тщательно. Даже объявили всесоюзный конкурс. Приемную завода буквально завалили письмами – более 50 тысяч заявок! И конечно, в первую очередь рассматривались варианты типа ВИЛ-100 (Владимир Ильич Ленин), «Директивец», «Мемориал» и «Перворожец». Смеяться не будем – ответственным наверняка было не для смеха. Сажем лишь, что к счастью сошлись на нейтральных «Жигулях». По названию гор, что стояли недалеко от новенького завода.

-3

Интересные факты про ВАЗ-2101

  • Немного уничижительное прозвище «Копейка» прижилось уже к концу выпуска, во второй половине 80-х. В страну все активнее просачивались импортные автомобили – можно было сравнить. Да и в целом средний по всем статьям ВАЗ-2101 окончательно устарел. А на старте модель звали не иначе как «Единичкой» или «Однушкой».
  • Со всеми модификациями и опытными партиями было выпущено 4,8 млн. машин. «Единичка» - один из самых массовых автомобилей в мире. Рейтинги сообщают разные цифры, но что машина входит в ТОП-20 по всей планете – точно.
  • Несмотря на ошеломительный успех позже, сначала к новинке отнеслись с недоверием. Некоторые даже предпочитали более старый «Москвич». Аргументировали тем, что на нем металл толще, что было правдой.
  • Мифы об «итальянских Копейках». Считалось, что первые партии делались из фиатовских комплектующих. Отчасти это было так, но доля импортных деталей исчислялась несколькими десятками (из нескольких тысяч комплектующих). А вот что итальянцы сначала помогали налаживать конвейер и работали в сменах вместе с нашими – правда.
-4
  • Первые же тесты FIAT-124 на наших дорогах показали удивительную вещь. Колодки задних дисковых тормозов из-за пыли и грязи стирались за несколько сотен километров. В том числе поэтому (а не только ради экономии) назад поставили барабаны.
  • Примерно за ту же цену (около 5 500 р.) в 1975-м можно было взять еще одну однушку – но уже для проживания. Если, конечно, у вас были деньги и связи, чтобы не стоять очередь в несколько лет. Так что, ирония про машину по цене квартиры была актуальна еще тогда.