Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Жертвы и спасатели. Неочевидные нюансы.

Я не горожанин. Родился в поселке, каждое лето рос там же, увлекался биологией. Соответственно, примеры и аналогии у меня "от природы".

Как-то клиентка со мной не согласилась по поводу жертв, да, было умозаключение, не разъясненное заранее. Я стал задавать вопросы:

- Вот цветы, они какие? Скорее жертвы, агрессоры, спасатели?

- Ну точно никак не агрессоры! - ответила, пусть будет Лена.

- А почему?

- О них нужно заботиться, ухаживать, поливать вовремя, удобрять. И тогда и посмотреть красиво, и само ухаживание облагораживает человека. Заботишься о маленьком беззащитном существе.

И как это у таких нежных пушистых получилось вытеснить всех с луга?

- А одуванчики? Или трава газонная... Пырей, кажется?

- Одуванчики это цветы. Пырей, это вот та зеленая обычная трава? Ее все топчут, едят. А одуванчики точно цветы. Что вы за вопросы задаете, вы никогда не видели поле одуванчиков? Красота же!

- Вы думаете, кто-то засаживал целое поле одуванчиками, или пыреем?

- Нет конечно. Они сами.

- А помните биологию? Одуванчики, конечно, легко сорвать, венок сплести, или черепашку покормить, да коровы сами их съедят. Но вы пробовали это одуванчиковое поле истребить? У меня в компосте прорастают только одуванчики, если попадают туда. Вы бы видели, как кусок корня изворачивается, чтоб встать как надо и тянуть питательные вещества. Из компостной кучи, которая по факту довольно токсична для многих других растений. Слишком много питательных веществ. Поэтому компост и разводят для грядок, а не сыплют в чистом виде. С пыреем, нежной зеленой травкой, все еще хуже.

- Это вы к чему? - не поняла Лена. - А... Об этом я не думала...

Так и с жертвами. Не все то жертва, что выглядит нежно и ранимо. Более того, в агрессивных условиях, такие "одуванчики" часто показывают чудеса выживаемости. Думаю, они и выживают потому, что для других условия неподходящие.

Там где другой не будет вылезать от невролога и психиатра с нервными срывами, жертва живет годами. Да, вроде бы в депрессии, с синяками и всеми сопутствующими. Но живет.

Отними у такой помощь - как одуванчик будет искать до последнего.

Про спасателей Лена тоже очень верно сформулировала, так как была и жертвой, когда ее заслуги не ценили, и спасателем, во все остальное время. До агрессора мы с ней по этому полю не дошли, это последнее осознавание в терапии жертв. А принять, что она пытается заслужить выгоды, вместо того, что попросить напрямую - уже могла.

Перемотайте диагноз наверх и почитайте, как чувствует себя спасатель, когда ему есть о ком заботиться. Он "облагораживается" не сам по себе, а когда есть о ком заботиться. Без заботы спасательской части нет.

-2

А это запрос нейросети "Нарисуй злой одуванчик". Видите разницу? Нет. Потому что все страсти - внутри него.

Да, забыл упомянуть, это все части одной личности. Поэтому вы не всегда сможете найти еще двух человек для полного треугольника при наблюдении за жертвой. У страдающего даже может быть "свой личный ад". С проекциями и переносами всех фигур на случайных... даже не людей. Благо сейчас есть интернет и можно себе найти и обидчиков, и жертв. Да и пожалеть могут.

Так и проходит жизнь в виртуальных баталиях и страстях. Которые на самом деле должны были остаться в детстве, в родительской семье, но трагедия такого человека в том, что он застрял в детстве, в родительской квартире. Как в фильме ужасов, в доме, без дверей и окон, то есть без выхода. И не важно, с какой стороны вы его увидели, каким лицом он был повернут к вам, общественно-спасаемом, или преследуемым, все три - внутри него все время.

Ваша задача - выяснить и почувствовать свои мотивы: что откликается в вас на предъявленную вам часть.

На этом, пожалуй, все.

***

Спасибо, надеюсь было интересно.

Автор: Шелудяков Сергей Сергеевич
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru