Продолжаю виртуальную экскурсию по Этнопарку Дружбы Народов, который открылся в 2021 году в Самаре. Мы осматриваем немецкое подворье. Внешний обзор можно найти по ссылке в конце статьи. А здесь мы зайдём внутрь и осмотрим наполнение этого дома. Если внешне дом представляет образец ранних колоний XVIII века, то наполнение относится к более позднему времени. Вещи здесь либо современные, либо конца XIX - начала XX веков.
Небольшие сени около входной двери перед входом в основную комнату. Здесь хранили различные предметы, которые могли понадобиться для выхода на улицу - сани, лопаты, элементы конской упряжи и т. п. Предмет, который висит на стене, экскурсовод предложила нам угадать. Правда, угадайка была не совсем честная, потому что предмет висит вверх ногами. Опознали? Вот и мы не смогли. Это коромысло. В средней части оно имеет расширение и выемку под плечи, которые значительно облегчают переноску вёдер.
Поскольку мы зашли всё-таки в музей, здесь же установлена небольшая витрина с познавательной литературой. Одна из книг (самая большая) - это специально изданный фолиант, который рассказывает историю народов, проживающих в Самарской области. Книга издана ограниченным тиражом. Экземпляр есть в каждом подворье парка.
Уклад жизни народов, населявших Поволжье, по большому счёту, был очень похожим. Основная часть населения занималась сельским хозяйством и домашним животноводством. Поэтому и быт строился по схожим принципам. Наиболее яркие отличия можно найти в культурных традициях, в одежде, украшениях и т. п. Не стали исключением и немцы Поволжья. Поскольку переселялись они издалека, много вещей привезти с собой не могли. Основную часть домашней обстановки приобретали или изготавливали уже на месте.
Так, например, подобные лавки, наверное, можно было найти в любом доме, независимо от национальной принадлежности его хозяев. Да и хранение вещей в сундуках многие тоже практиковали.
А вот стулья здесь уже более оригинальные. Это так называемые венские стулья. При их изготовлении используется методика изгиба деревянных заготовок. Конкретно у этих моделей есть ещё и ручки, которые делают стулья более похожими на кресла.
Ещё один характерный предмет мебели - деревянный диван. Он не имел мягкой отделки, как современные модели. Но высокая спинка и боковые стенки с ручками у него присутствуют.
Ещё одна яркая особенность немецкого интерьера - обилие вышивки. Особой популярностью пользовались картины-панно «шпрухи» (от немецкого «изречение»). Чаще всего такие картины делали именно вышитыми. На них присутствовало какое-либо изречение - пословица, цитата из Библии или просто доброе пожелание. А вокруг вышивались узоры, цветы или какие-либо бытовые сценки. Такие картины вставляли в рамки. Их дарили на свадьбы или праздники и даже передавали из поколения в поколение. Часто такие изречения были зарифмованы, как, например, это. Смысл фразы примерно: «Как чисты цветы, так должны быть чисты и сердца».
Вышивки делались и на более утилитарных предметах - скатертях, салфетках и занавесках.
Немецкая прялка. Значительно более сложная, чем привычная нам.
Ещё один вид рукоделия, которым занимались немецкие женщины, - плетение кружев.
Ими также украшали скатерти и занавески, конечно, и одежду.
Гостей дома также встречает кукла в образе Екатерины II. Именно она подписала первые указы, благодаря которым стало возможным переселение немцев в Россию.
Этажерка с книгами. Некоторые явно старые. Наверху - ещё один шпрух. Эту фразу в переводчик забить я не смог, а сам по-немецки не читаю.
Часы-ходики. Тоже не самый распространённый предмет в крестьянском быте других народов.
Популярный у немцев музыкальный инструмент - аккордеон или гармонь.
Немецкие костюмы. Думаю, это всё современная стилизация. Слишком уж хорошо выглядит одежда. Лично мне особенно понравились носочки. Я б в таких ходил.
Конечно, центром дома и здесь была печь. В отличие от традиционной русской печи, в немецкой делали ещё и открытую плиту. Судя по модели в парке, даже с отдельным розжигом.
Готовить на такой плите, наверное, было удобнее. Хотя, процесс получается совсем другой - жарка и варка против томления. Но второй более долгий.
Ещё одно панно с девизом хорошей хозяйки: «Кухня чистая, еда вкусная. Для меня не может быть иначе.».
Среди различной утвари здесь представлены сковородки для выпечки вафель. Их разрешают попробовать открыть-закрыть. Они тяжеленные! Если представить, что ещё и горячие, то процесс приготовления каких-то вафель - это целое испытание на выносливость.
Более привычные предметы. Корыто и нож для рубки капусты.
Ещё посуда.
В немецкий дом попал в середине апреля, в преддверии Пасхи. У немцев - это тоже один из главных религиозных праздников. В этот день у них также принято дарить крашеные яйца. А поиск спрятанных яиц - главное развлечение у детей. Правда, считается, что приносит и прячет их Пасхальный кролик. Поэтому в праздничном оформлении можно увидеть не только крашеные яички, но и кроликов. А также ягнят. Этот символ является отражением раннего иудейского ритуала, когда на Пасху было принято есть ягнёнка. В более позднем варианте в виде ягнят стали делать выпечку.
Семьи у немцев были большие, часто в одном доме могли жить несколько семей. Поэтому и комнат могло быть несколько - кроме одной общей, отдельные спальни. В парке для примера сделали одну. Обстановка в ней тоже была довольно скромной. Кровать для взрослых, люлька для ребёнка. И немного украшений на стенах и подоконнике.
Застланную постель было принято выравнивать. Делалось это с помощью специальной палки.
Продолжение знакомства с парком будет чуть позже.
Внешний осмотр немецкого дома.
Общий обзор парка.
Подборка материалов из парка.
Подборка материалов по этнографии.