Найти в Дзене
Живое обучение

Как использовать ИИ в работе педдизайнера и не только?

Оглавление

Когда-то в молодости я считала себя новатором - я была настолько очарована новыми технологиями, что пробовала все и сразу. Первый смартфон у меня появился тогда, когда ни у всех даже обычный телефон был. Потратила на него какую-то безумную сумму.

Но вот когда пришел ChatGPT я с интересом обнаружила, что перекочевала куда-то на стыке первопроходцев и раннего большинства. Мне нужно было время, чтобы понять, как и где я могу использовать ИИ так, чтобы от этого была настоящая польза. И желательно еще и так, чтобы не отдать ему то, что я сама делать не умею.

Прошлый год был годом экспериментов и обучения. В результате нашла несколько очень полезных для меня подходов. Сразу скажу: использую 2 основных для текстовых и простых визуальных задач (ChatGPT/DeepSeek) и несколько для графики и схем (про них еще отдельно напишу).

Сначала личное:

  1. С помощью ИИ я вспоминаю книги. Есть те книги, которые я читала очень давно и они даже уже потерялись из библиотеки (вечное “Дай почитать, скоро верну”). Я хорошо помню основную мысль, но не помню деталей, инструментов, цитат. Через простой запрос получаю способ подумать, вспомнить и решить, нужно ли мне копать дальше.
  2. ИИ мне помогает создавать кейсы и задания для курсов, с которыми я работаю. Создаю 2 сама, проверяю, что это, что мне нужно, затем отдаю ИИ с указанием цели и задачи кейса или упражнения. Получаю выборку. Дальше, как правило, из 10 делаю 3-5, что-то просто не нравится, что-то соединяю, выбираю лучшее.
  3. Вместе с ИИ делаю шаблоны, чек-листы и памятки для курсов. Мне кажется, что структурирование и емкая передача информации - это едва ли не самое ценное у ChatGPT. Сначала задаю контекст через ряд связанных с темой запросов. Краткое содержание книг, какие-то вопросы по сути темы - чтобы мой электронный собеседник понял, о чем я. Потом даю вводные, что я хочу получить и зачем. Например, я хочу памятку по основным принципам обучения взрослых для руководителей для того, чтобы они точнее ставили задачу обучения. Смотрю, что получилось, проверяю, что там и забираю то, что мне подходит.
  4. Когда мне нужно разобраться с темой, которую я не знаю, например, у меня курс заказчика про то, чего я сама не понимаю, то тут я сначала иду своим классическим методом, через Google. Потом, когда картинка становится чуть более понятной, через ИИ я собираю варианты программ обучения по этой теме, а также структуры книг и основные мысли. Это получается намного быстрее, чем выбирать самой по отдельным сайтам. Но я все равно хочу понимать надежные источники до того, как прочитаю то, что мне выдал ИИ.
  5. ChatGPT-4o неплохо делает графические наброски. Даже научился использовать русские слова. Это нужно, чтобы быстро передать коллегам какую-то идею, например, про баннер или про графику для курса. Рисовать самой мне точно дольше.
  6. ChatGPT/DeepSeek неплохо пишет рекламные тексты, но только не с нуля. Сначала я ему отдаю несколько своих текстов, которые мне нравятся, потом уже прошу написать также. С нуля получается хуже, чем у начинающего копирайтера. Когда нужно одно и тоже 10 раз написать (например, рекламные тексты для курсов в разные источники) - это точно быстрее. Но в канал я пишу только сама, это дело принципа 🙂

Недавно обнаружила совершенно прекрасный и пока бесплатный сервис Napkin.ai, который умеет рисовать схемы. Его работы - в иллюстрациях к этому посту. Вот эта штука меня спасает - теперь я могу очень быстро иллюстрировать свои курсы и материалы. И именно тут я поняла реальную пользу. Сама я терпеть не могу рисовать схемы. От руки люблю, а вот электронные - нет. Много времени и мне все кажется не так и не красиво. А вот эта штука за несколько секунд делает несколько десятков вариантов, тексты можно поправить, само изображение тоже - быстро и очень нужно.

-2

Еще нашла несколько ИИ-инструментов, которые создают наброски интерфейсов. Очень полезно, когда нужно подумать о том, каким будет курс или какой-то будущий инструмент. Но можно еще использовать и для иллюстраций. Только требуется чуть больше усилий по составлению промтов, простым запросом не очень получается. Пока исследовала https://uizard.io/, он условно бесплатный.

В ChatGPT я храню чаты под все свои активные темы. Тогда мне не нужно создавать контекст заново, я уже знаю, что он меня поймет. И основная ИИ-работа у меня в нем.

DeepSeek стоит на телефоне. С ним вместе мы думаем. Иногда нужно что-то вспомнить, попробовать найти систему и сделать это быстро. Еще он мне ищет книги по темам. Потому что у меня есть только один способ изучения того, что я не знаю - найти главные книги. Вот он мне их ищет, правда я за ним все равно проверяю по рейтингам и отзывам, иногда делаю это точно не зря.

Тепер педдизайнерское:

  • ChatGPT умеет писать сценарий занятия по Ганье. Не могу сказать, что у него всегда получается на отлично, но опору дает существенную. Часто многое приходится править. Для работы ему нужна нормальная функциональная цель, описание структуры материала, который вы хотите передать и вводные по ЦА.
  • Также ChatGPT дает хорошие примеры практических заданий и потом может для них всю механику расписать. Тут ему снова нужна цель, суть материала, ЦА и условия, в которых будет проходить практика. Идей дает очень много, они очень интересные (почти все), есть из чего выбрать. И сразу дает возможность сделать вариативность, например, много карточек для групп.
  • Опять же памятки, про которые я уже писала. ChatGPT их предлагает сделать сам, когда с ним в месте строишь структуру занятий и практики. И делает это очень хорошо, сильно снижая нагрузку на поиск кратких формулировок и организации таблиц/списков. Постоянно предлагает сделать сразу в виде документов, но русским пока у него как-то не очень получается, да и оформление хромает. Мне тут проще забрать и сделать самой.
  • Помогает проверить цели по SMART и по Блуму. По Блуму может любую большую цель быстро разложить, делает это хорошо.
  • Отлично подбирает интересные кейсы и истории. Например, недавно для одного материала искала кейсы провалов больших компаний, которые были лидерами, а потом что-то упустили. Нашла очень много историй, ровно в том виде, в котором мне было нужно: сюжет, ситуация, итог, вывод. Правда, все проверяла и в одном случае обнаружила несоответствие.

Напрашивается вопрос про создание тестов. Пока про это ничего писать не буду, только сама учусь это делать и пока не готова сказать, что получается, а что нет. Но точно знаю, что столько вариантов, сколько может сделать эта железка, человек будет делать долго.

Я пришла к выводу, что ИИ может отлично сделать то, что нам часто делать сложно и долго. Я хорошо помню, как лет 15 назад для заказчика собирала истории аналогичных ему компаний. Потратила несколько дней, чтобы найти, прочитать и сделать выжимку. А ИИ мне это сделал сейчас за 2 минуты.

Потому и задачи, которые стоит отдать ИИ я сейчас выбираю те, которые помогают мне работать быстрее.

Важный момент - я использую ИИ там, где я его могу проверить и где я точно знаю, каким должен быть результат. По сути им я заменяю помощника, которому могла бы, скажем голосом, надиктовать ту самую памятку и он бы мне ее собрал в документе. Только это быстрее получается. Но я должна знать, что я могу проверить результат и должна знать, как это сделать самой.

Для себя ввела набор правил по работе с ИИ:

  • Не заменять книги и не “читать” с ним новые. Только если книгу я никогда читать не буду, но мне что-то одно оттуда нужно.
  • Делать только то, что умею делать сама. Если не умею, то сначала учусь сама, потом уже делегирую (как и в целом в работе).
  • Проверять все, что получаю. Особенно источники.
-3

И самое главное - за последнее время ИИ мне освободило столько времени на то, чтобы делать то, что ИИ за меня делать не может, что я искренне удивилась своей продуктивности. Главное правильно найти то, что съедает время и правильно подобрать способ отдать это ИИ.