В этой статье мы затронем методологические аспекты организации процедуры самоанализа воспитательной работы в школе, рассмотрим существующие методики и поделимся готовым решением для проведения самоанализа, разработанным экспертами издательства «Просвещение».
КАК ПРОВОДЯТ САМОАНАЛИЗ
Согласно данным качественного исследования, которое издательство «Просвещение» провело в 2024 году, педагогический состав школы воспринимает процедуру самоанализа как ещё один отчёт, который нужно подготовить точно и в срок (отметили 73 % опрошенных).
- 30 % школ проводят самоанализ два раза в год, 67 % — один раз, 3 % проводят не каждый год;
- 87 % школ разрабатывают собственную методику проведения самоанализа (в разработке участвует заместитель директора по воспитательной работе, который привлекает педагога-организатора, социального педагога, библиотекаря, классных руководителей);
- 51 % используют метод анкетирования, 4 % приглашают внешний экспертов, 23 % просят педагогический состав самостоятельно подготовить отчёт или эссе, 15% заместитель директора по воспитательной работе самостоятельно готовит отчёт, не привлекая коллег, 8 % используют другие методы;
- 23% школ привлекают в процедуре анализа воспитательной работы родителей обучающихся (проводят опрос).
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания и личностными результатами обучающихся на соответствующем уровне общего образования, установленными федеральными государственными образовательными стандартами.
Основные документом, который говорит о важности и необходимости проведения анализа воспитательного процесса, является федеральная рабочая программа воспитания (в составе федеральной рабочей программы воспитания НОО, ООО, СОО). Согласно этому документу, основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Методику проведения самоанализа образовательная организация выбирает самостоятельно (разрабатывается в школе или привлекаются внешние эксперты).
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей: сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношения между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности (знания и сохранения в работе целей и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
МИФЫ О САМОАНАЛИЗЕ
1. «Существует мнение, что самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, а также должен содержать полные выводы о причинах успехов и проблемных моментах».
Очень важно понимать, что результаты самоанализа носят исключительно субъективный характер. Когда педагог проходит систему самоанализа, он формирует своё субъективное отношение к тем процессам, которые он организует, к тому, за то, что он несёт ответственность.
Сам процесс воспитания субъектен, и каким бы уровнем самоорганизации и результативности не обладал конкретный педагог, заместитель директора должен понимать, что развитие и совершенствование воспитательной работы коллективно и зависит от участия других субъектов воспитательного процесса.
2. «По результатам самоанализа членов педагогического коллектива можно судить о том, каков уровень воспитывающей среды школы».
Во-первых, у каждой образовательной организации, у каждого педагогического коллектива сложились свои традиции, свой опыт и своя логика развития. При этом показатели, которыми характеризуется воспитывающая среда школы, могут существенно варьироваться.
Во-вторых, может иметь место искажение фактов объектами самоанализа. Педагоги могут неосознанно приукрашивать реальное положение дел или, наоборот, занижать свои достижения из-за излишней самокритичности. Это создаёт искаженную картину действительности.
В-третьих, отсутствие объективных критериев в самоанализе педагогов затрудняет достоверную оценку. Важно учитывать личностные результаты обучающихся, мнения учеников и их родителей, показатели социальной адаптации учащихся и др.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ САМОАНАЛИЗА
Цель — выявление основных проблем и поиск их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Задачи:
- определить проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось решить за учебный год;
- обозначить успешные практики, которые удалось внедрить в работу, и выявить способы их распространения;
- определить проблемы, затруднения, которые не удалось решить, и их причины;
- обозначить, какие появились новые проблемы, трудности за учебный год;
- выяснить, над чем предстоит работать педагогическому коллективу на будущий учебный год для достижения позитивных результатов.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Методика проведения самоанализа, разработанная экспертами издательства «Просвещение», включает 3 этапа:
1. Подготовительный: определение сотрудников для прохождения самоанализа, сроков на заполнение, выбор анкет, печать и раздача.
2. Основной: сбор анкет и подсчёт баллов.
3. Заключительный: интерпретация результатов по предложенному шаблону, составление итогового отчёта и проведение собрания по итогам самоанализа.
Список анкет:
- «Оценка качества реализации личностно развивающего потенциала урочной деятельности».
- «Оценка качества организуемых в школе курсов внеурочной деятельности».
- «Оценка качества ресурсного обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации».
- «Оценка качества организации общешкольных мероприятий воспитательной направленности».
- «Оценка качества организации предметно-пространственной среды образовательной организации».
- «Оценка качества работы школьного медиацентра»
- «Оценка качества функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений».
- «Оценка качества организуемых внешкольных мероприятий».
- «Оценка качества организуемой в классе системы самоуправления».
- «Оценка качества реализации воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся».
- «Оценка качества организации работы с педагогами, осуществляющими воспитательный процесс».
- Анкета-эссе (вопросы, предполагающие открытые ответы).
Все анкеты (с готовыми шаблонами для печати) и интерпретации результатов опубликованы на бесплатном ресурсе «ПРОвоспитание в школе» (требуется авторизация).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ САМОАНАЛИЗА
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, который составляет заместитель директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.
Вариант оформления отчёта с построением сводных графиков и диаграмм можно скачать из хранилища.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Интервью с авторами самоанализа: https://uchitel.club/events/samoanaliz-vospitatelnoi-raboty-ispolzuem-resursy-servisa-provospitanie
Вебинар с пояснениями представленной методики: https://uchitel.club/events/podgotovka-k-zaverseniiu-ucebnogo-goda-samoanaliz-sostoianiia-vospitatelnoi-raboty-v-skole-i-operezaiushhee-planirovanie
Материал подготовлен руководителем цифровых проектов издательства «Просвещение» Марией Орловой.