Найти в Дзене
«Просвещение»

Самоанализ воспитательной работы в школе: готовые методики и шаблоны

Оглавление
Реклама. АО "издательство "Просвещение". Erid: 2VSb5yK84nk. Источник изображения: alisa_rut on Freepik
Реклама. АО "издательство "Просвещение". Erid: 2VSb5yK84nk. Источник изображения: alisa_rut on Freepik

В этой статье мы затронем методологические аспекты организации процедуры самоанализа воспитательной работы в школе, рассмотрим существующие методики и поделимся готовым решением для проведения самоанализа, разработанным экспертами издательства «Просвещение».

КАК ПРОВОДЯТ САМОАНАЛИЗ

Согласно данным качественного исследования, которое издательство «Просвещение» провело в 2024 году, педагогический состав школы воспринимает процедуру самоанализа как ещё один отчёт, который нужно подготовить точно и в срок (отметили 73 % опрошенных).

  • 30 % школ проводят самоанализ два раза в год, 67 % — один раз, 3 % проводят не каждый год;
  • 87 % школ разрабатывают собственную методику проведения самоанализа (в разработке участвует заместитель директора по воспитательной работе, который привлекает педагога-организатора, социального педагога, библиотекаря, классных руководителей);
  • 51 % используют метод анкетирования, 4 % приглашают внешний экспертов, 23 % просят педагогический состав самостоятельно подготовить отчёт или эссе, 15% заместитель директора по воспитательной работе самостоятельно готовит отчёт, не привлекая коллег, 8 % используют другие методы;
  • 23% школ привлекают в процедуре анализа воспитательной работы родителей обучающихся (проводят опрос).
-2

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания и личностными результатами обучающихся на соответствующем уровне общего образования, установленными федеральными государственными образовательными стандартами.

Основные документом, который говорит о важности и необходимости проведения анализа воспитательного процесса, является федеральная рабочая программа воспитания (в составе федеральной рабочей программы воспитания НОО, ООО, СОО). Согласно этому документу, основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы.

Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.

Методику проведения самоанализа образовательная организация выбирает самостоятельно (разрабатывается в школе или привлекаются внешние эксперты).

Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

  • взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
  • приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей: сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношения между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
  • развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности (знания и сохранения в работе целей и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
  • распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.

Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

МИФЫ О САМОАНАЛИЗЕ

1. «Существует мнение, что самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, а также должен содержать полные выводы о причинах успехов и проблемных моментах».

Очень важно понимать, что результаты самоанализа носят исключительно субъективный характер. Когда педагог проходит систему самоанализа, он формирует своё субъективное отношение к тем процессам, которые он организует, к тому, за то, что он несёт ответственность.

Сам процесс воспитания субъектен, и каким бы уровнем самоорганизации и результативности не обладал конкретный педагог, заместитель директора должен понимать, что развитие и совершенствование воспитательной работы коллективно и зависит от участия других субъектов воспитательного процесса.

-3

2. «По результатам самоанализа членов педагогического коллектива можно судить о том, каков уровень воспитывающей среды школы».

Во-первых, у каждой образовательной организации, у каждого педагогического коллектива сложились свои традиции, свой опыт и своя логика развития. При этом показатели, которыми характеризуется воспитывающая среда школы, могут существенно варьироваться.

Во-вторых, может иметь место искажение фактов объектами самоанализа. Педагоги могут неосознанно приукрашивать реальное положение дел или, наоборот, занижать свои достижения из-за излишней самокритичности. Это создаёт искаженную картину действительности.

В-третьих, отсутствие объективных критериев в самоанализе педагогов затрудняет достоверную оценку. Важно учитывать личностные результаты обучающихся, мнения учеников и их родителей, показатели социальной адаптации учащихся и др.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ САМОАНАЛИЗА

Цель — выявление основных проблем и поиск их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.

Задачи:

  • определить проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось решить за учебный год;
  • обозначить успешные практики, которые удалось внедрить в работу, и выявить способы их распространения;
  • определить проблемы, затруднения, которые не удалось решить, и их причины;
  • обозначить, какие появились новые проблемы, трудности за учебный год;
  • выяснить, над чем предстоит работать педагогическому коллективу на будущий учебный год для достижения позитивных результатов.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Методика проведения самоанализа, разработанная экспертами издательства «Просвещение», включает 3 этапа:

1. Подготовительный: определение сотрудников для прохождения самоанализа, сроков на заполнение, выбор анкет, печать и раздача.

2. Основной: сбор анкет и подсчёт баллов.

3. Заключительный: интерпретация результатов по предложенному шаблону, составление итогового отчёта и проведение собрания по итогам самоанализа.

-4

Список анкет:

  1. «Оценка качества реализации личностно развивающего потенциала урочной деятельности».
  2. «Оценка качества организуемых в школе курсов внеурочной деятельности».
  3. «Оценка качества ресурсного обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации».
  4. «Оценка качества организации общешкольных мероприятий воспитательной направленности».
  5. «Оценка качества организации предметно-пространственной среды образовательной организации».
  6. «Оценка качества работы школьного медиацентра»
  7. «Оценка качества функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений».
  8. «Оценка качества организуемых внешкольных мероприятий».
  9. «Оценка качества организуемой в классе системы самоуправления».
  10. «Оценка качества реализации воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся».
  11. «Оценка качества организации работы с педагогами, осуществляющими воспитательный процесс».
  12. Анкета-эссе (вопросы, предполагающие открытые ответы).

Все анкеты (с готовыми шаблонами для печати) и интерпретации результатов опубликованы на бесплатном ресурсе «ПРОвоспитание в школе» (требуется авторизация).

-5
-6

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ САМОАНАЛИЗА

Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, который составляет заместитель директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.

-7

Вариант оформления отчёта с построением сводных графиков и диаграмм можно скачать из хранилища.

Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.

-8
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Интервью с авторами самоанализа: https://uchitel.club/events/samoanaliz-vospitatelnoi-raboty-ispolzuem-resursy-servisa-provospitanie
Вебинар с пояснениями представленной методики: https://uchitel.club/events/podgotovka-k-zaverseniiu-ucebnogo-goda-samoanaliz-sostoianiia-vospitatelnoi-raboty-v-skole-i-operezaiushhee-planirovanie

Материал подготовлен руководителем цифровых проектов издательства «Просвещение» Марией Орловой.