История усадьбы берет своё начало в конце XVII – начале XVIII веков. Ховрино, на территории которого она расположена, в то время являлось селом и принадлежало сподвижнику Петра I адмиралу Фёдору Алексеевичу Головину. В 1700 году, когда село было пожаловано ему Петром, из масштабных построек имелись лишь две деревянные церкви – Никольская и Знаменская, и дом, который в документах того времени упоминается как «хоромное строение». Граф Головин скончался в 1706 году, но имение осталось в семье, перейдя к наследникам, и уже к середине XVIII века, после перестройки, вместо одиноко стоящего дома возник целый архитектурный ансамбль с парком. Его описание приведено в книге «Памятники архитектуры Москвы»:
«Центром композиции служил деревянный господский дом. С юго-запада, со стороны села Аксиньино к нему подводила подъездная аллея. С противоположной стороны дома партер спускался к мосту через речку Лихоборку, в то время еще не запруженную. Широкая аллея на другом берегу реки продолжала главную ось усадьбы. Парк располагался по сторонам партера, на береговом склоне, а также на противоположном берегу реки, к востоку от аллеи.»
В 1748 – 1754 годах по заказу Головиных была перестроена и Знаменская церковь, ставшая приусадебной.
Имение многократно меняло облик в соответствии с потребностями и вкусами новых хозяев. Очередная масштабная реконструкция началась в 1859 году, когда усадьбу приобрел миллионер, владелец бумагопрядильных фабрик Евграф Владимирович Молчанов. Молчановы владели усадьбой двадцать лет. При них был обновлен главный дом, сооружены хозяйственные флигели и оранжерея. Изменения коснулись и парка:
«Регулярный сад, характерный для периода барокко, уступил место пейзажному парку эпохи классицизма. Территория его занимала продолговатый в плане участок, имеющий с запада полукруглую форму. С противоположной стороны парк был ограничен образованным на речке прудом, к которому от дома террасами спускался партер.»
Вместо обветшавшего храма по заказу Молчанова соорудили кирпичную Знаменскую церковь с внутренней отделкой из разноцветного мрамора. В отличие от предыдущей, она была композиционно связана с усадебным ансамблем, замыкая перспективу поперечной аллеи парка, на которую выходил главный дом.
Следующая глобальная переделка постигла усадьбу уже при Грачёвых, по фамилии которых мы знаем как саму усадьбу, так и парк, и железнодорожную станцию неподалёку. Купец и фабрикант Митрофан Семёнович Грачёв купил имение в 1895 году, и его семья владела им вплоть до революции.
Здания, сохранившиеся до наших дней, спроектированы архитектором Львом Кекушевым. Прототипом главного дома, перестроенного в 1900 году, стало казино Монте-Карло в Монако работы архитектора Шарля Гарнье. Ходили слухи, что именно там Грачёв и нажил своё состояние, что, конечно, не соответствовало действительности. Фасад дома выполнен в стиле эклектики и богато декорирован. Это как раз тот случай, когда, взяв «всё лучшее сразу» из различных стилей, архитектор получил хоть и изобилующий деталями, но, тем не менее, очень гармоничный фасад. Ассиметричная композиция со множеством башенок с гранёными куполами сразу же приковывает внимание. Задерживаешь взгляд – и в глаза бросается обилие разнообразных деталей: чешуйчатые крыши, люкарны, шпили на башенках, богатство наружного лепного декора и скульптуры. Со стороны парадного двора фасад имеет более лаконичную форму – незначительно выступает лишь центральный ризалит с парадным входом, все окна прямоугольные. Хотя простым его, конечно, не назовёшь. Но фасад со стороны парка выглядит куда ярче – здесь и различные по форме и степени выноса ризалиты, и заниженная высота средней части здания, и разнообразные формы окон. Открытую террасу по периметру окружает балюстрада, а лестницы, ведущие в парк, украшены вазонами и статуями.
«Основу свободной объемно-пространственной композиции дома составляет двухэтажный объём, усложнённый ассиметрично размещёнными гранёными ризалитами. Две угловые башни, расположенные по диагональной оси дома, вносят живописные акценты в его общую композицию. Более высокая и изящная по силуэту башня завершена бельведером с балконом по периметру. Среднюю часть здания венчает «вспученная» кровля с переломом, завершённая, как и обе башни, шпилем. Другую диагональную ось композиции намечали два угловых балкона-террасы с кариатидами. В настоящее время один из них полностью уничтожен и заменён новой пристройкой, другой застеклён. Переделан и балкон северного торцового фасада, опиравшийся на полукольцо ионических колонн, заменённых глухой полуротондой.»
Двухэтажный кухонный флигель отдельными архитектурными элементами перекликается с главным домом. Первоначально они соединялись между собой галереей, которая в советское время превратилась в переход. Все хозяйственные строения во дворе, включая каретный сарай и конюшню, также были выполнены в единой стилистике с домом и имели с ним общие детали.
О сохранности исторических интерьеров судить сложно. Еще с советского периода в усадьбе располагается больница, и нельзя попасть не то, что в особняк, а даже на его территорию. Описание интерьеров главного дома мне удалось найти также в одном из томов серии «Памятники архитектуры Москвы» от 2004 года:
«Пышное убранство интерьера сохранили вестибюль и две залы парадной анфилады. Особенно выразителен интерьер двусветного танцевального зала, который вместе с вестибюлем расположен на центральной оси не только самого дома, но и всего усадебного ансамбля. Его стены обработаны спаренными каннелированными пилястрами, чередующимися с проемами, которые завершены люнетами, что создает торжественный ритм вертикальных членений зала. Удивительный пространственный эффект возникает благодаря овальным зеркалам, аналогичным окнам второго света, … , с которыми они образуют своего рода фриз по периметру помещения. Отражая богатое лепное убранство потолка и падуг, зеркала зрительно разрушают материальные границы зала. Иллюзорному расширению пространства способствовало и огромное овальное зеркало, некогда занимавшее основную поверхность потолка. На одной из продольных стен танцевального зала расположен мраморный камин, украшенный женскими головками, раковинами и растительным орнаментом. Тонким изяществом, сродни интерьерам раннего классицизма, отличается лепная отделка парадной спальни. Стены расчленены каннелированными пилястрами и филенками, украшены медальонами с женскими головками в профиль. Более строг интерьер вестибюля, в убранстве которого выделяются кариатиды, поддерживающие архитравную балку, отделяющую лестницу от верхней площадки. Внутреннее убранство дома дополняют парадные филенчатые двери, бронзовые люстры в зале, дубовый паркет в помещениях анфилады и метлахская плитка пола в вестибюле.»
Остаётся надеяться, что за двадцать лет никакие детали внутреннего убранства не были утрачены.
Усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. Очень хотелось бы чтобы она была бережно отреставрирована и открыла свои двери для посетителей, скажем, в качестве музея, а не больницы.