Деньги не только управляют миром, но и фактически изменяют его. За последние сто лет человечество достигло возможности возводить массивные и впечатляющие сооружения в рекордно короткие сроки. Люди способны прокладывать туннели сквозь горы, перенаправлять реки, создавать острова и реализовывать множество других на первый взгляд невероятных вещей. При этом роль денег огромна в выборе высококачественных материалов и выполнении работ. В данной подборке представлены десять самых дорогих строительных проектов в истории человечества.
10. Тоннель под Ла-Маншем – 22,4 миллиарда долларов
Туннель под Ла-Маншем обошелся в 22,4 миллиарда долларов
Этот туннель проложен под проливом между северным побережьем Франции и Великобританией. В строительство данного проекта британские и французские компании вложили 22,4 миллиарда долларов, а на сегодняшний день его оперативной деятельностью занимается международная компания Eurotunnel. Высокая стоимость строительства обусловлена строгими стандартами безопасности, высококлассной инфраструктурой и экологической устойчивостью проекта, что составило 80% общего бюджета. Начатый в 1988 году, туннель был введен в эксплуатацию уже в 1994 году. Однако за период строительства произошла трагедия, при которой погибли 10 рабочих. Структурно туннель включает в себя две железнодорожные линии и автодорогу. Его длина под землей составляет 50 километров, а диаметр варьируется от 8 до 4 метров. В течение времени эксплуатации в туннеле произошли несколько пожаров, приведших к серьезным повреждениям и временным закрытиям на несколько месяцев. Служба безопасности регулярно задерживает людей, пытающихся нелегально пересечь границу между Францией и Великобританией.
9. Большой Бостонский тоннель – 23,1 миллиарда долларов
Большой Бостонский тоннель – 23,1 миллиарда долларов
Общая стоимость Большого Бостонского тоннеля для налогоплательщиков достигла 23,1 миллиарда долларов. Основная цель проекта заключалась в перенаправлении потока автомобилей с центральной дороги в Бостоне через тоннель, названный Тоннельом Томаса П. О’Нилла Младшего. Реализация проекта столкнулась с финансовыми и административными трудностями, включая ошибки, исправление которых обошлось в 400 миллионов долларов. Во время строительства произошла трагическая гибель одного человека, когда бетонная конструкция упала на его автомобиль. Кроме того, рабочие столкнулись с затонувшими судами, имеющими историческую и археологическую ценность, что требовало процесса экспертизы и замедляло ход работ. Строительство тоннеля заняло целых 10 лет.
8. Международный аэропорт Кансай– 29 миллиардов долларов
Международный аэропорт Кансай – 29 миллиардов долларов
Стоимость строительства Международного аэропорта Кансай составила 29 миллиардов долларов. Расположенный посреди залива Осака, Япония, аэропорт размещен на искусственном острове, специально созданном с учетом высокой сейсмичности региона и опасности прилива. Еще одним мотивом выбора искусственного острова в качестве местоположения аэропорта была необходимость предотвратить протесты со стороны общественности. В течение многих лет остров укрепляли металлическими сваями, колоннами и другими конструкциями, чтобы избежать затопления. Второй терминал был открыт в 2012 году. Терминалы 2 и 1 соединены бесплатным автобусным маршрутом.
7. Высокоскоростная железная дорога в Калифорнии – 33 + миллиарда долларов
Высокоскоростная железнодорожная магистраль в Калифорнии – более 33 миллиардов долларов
Начатые в 2015 году работы по строительству данной высокоскоростной железной дороги требуют более обширного финансирования, чем изначально планировалось. Этот проект представляет собой часть обширного стратегического плана президента Обамы по объединению всей страны. Исполнительный директор проекта, Джефф Моралес, утверждает, что несмотря на заявленную стоимость в более чем 33 миллиарда долларов, проект оправдывает свою ценность благодаря применению передовых технологий. Планируемый маршрут дороги свяжет Мерсед с Бейкерсфилдом, а также Сан-Франциско с Лос-Анджелесом. Окончание строительства запланировано на 2029 год.
6. Проект New Song do City – 40+ миллиардов долларов
Проект New Song do City – более 40 миллиардов долларов
Этот новый деловой центр города расположен на рекультивированной земле недалеко от Сеула, Южная Корея, и обошелся в более чем 40 миллиардов долларов. Это технологически передовой район с обширной сетью WiFi, автоматизированной системой обработки отходов и прочими инновационными технологиями. В этом районе будут воссозданы копии известных архитектурных шедевров из различных городов мира, включая Центральный парк Нью-Йорка. Также здесь будет создан остров, предназначенный для свободного обитания кроликов и оленей. Район специально разрабатывается с целью привлечения бизнеса и туристов, и, более того, он расположен неподалеку от Международного аэропорта Инчхона.
5. Дубаиленд – 76+ миллиардов долларов
Дубаиленд – более 76 миллиардов долларов
В 2008 году строительство развлекательного парка было приостановлено из-за нехватки финансирования и экономического кризиса, однако в 2013 году проект возобновил свою реализацию. Общая стоимость проекта составила более 76 миллиардов долларов. В случае успешного завершения строительства, Дубаиленд станет самым дорогостоящим и великолепным развлекательным комплексом в сфере туризма и развлечений. В его планах включено создание тематического Дисней-парка, IMAX-театра и других объектов, вдохновленных арабскими сказками, включая "Тысячу и одну ночь". Основной мотивацией для строительства развлекательного парка было стремление сделать пребывание в Дубае интересным для семей с детьми и привлечь больше туристов.
4. Экономический город короля Абдулы – 86 миллиардов долларов
Экономический город короля Абдуллы – более 86 миллиардов долларов
После завершения строительства Экономического города короля Абдуллы общая стоимость проекта достигнет более 86 миллиардов долларов. Расположенный в часе езды от Мекки – основного священного места для мусульман и ключевой туристической точки в регионе Саудовской Аравии. В состав города войдут высококлассные отели, роскошные виллы, престижные университеты и крупный аэропорт. Строительством города занимается компания Emaar Properties, имеющая богатый опыт в создании самых высоких строений в мире, включая знаменитый небоскреб Бурдж-Халифа. Центральной частью Экономического города станет район Ethraa с высокотехнологичной инфраструктурой, которую будет обслуживать компания Ericsson.
3. Кашган – 116 миллиардов долларов
Кашган – 116 миллиардов долларов
Месторождение нефти Кашган, расположенное в Каспийском море, является самым крупным, обнаруженным за последние четыре десятка лет. На разработку и строительство нефтяной инфраструктуры было затрачено более 116 миллиардов долларов. С 2017 года здесь ежедневно добывают 90 000 баррелей, а общий объем добытой нефти оценивается в 13 миллиардов баррелей. Реализация проекта столкнулась с рядом сложностей, включая утечки в трубопроводах и другие технические сбои. Это обусловлено высоким давлением в месторождении, делая бурение здесь крайне опасным. В проекте участвуют такие ведущие компании, как Shell, ExxonMobil, Total, China National Petroleum Corp, KazMunaiGas, INPEX и AgipKCO.
2. Международная космическая станция – 150 миллиардов долларов
Международная космическая станция – 150 миллиардов долларов
Модульная исследовательская космическая станция, известная как Международная космическая станция, обошлась в 150 миллиардов долларов. Инвесторами в проекте стали многие страны, но основной вклад внесли США, Россия, Канада, Япония, Бельгия, Нидерланды, Германия, Италия, Дания, Норвегия, Испания и Швейцария. К 2020 году планируется затопление станции в океане, после того как она отработает свой ресурс в течение 26 лет. Каждый модуль станции, созданный на Земле с использованием космических ракет России и американских космических шаттлов, был собран в космосе. В течение двух лет, во время сборки, станция не использовалась. Эксплуатация станции началась с момента поставки на борт оборудования, провизии и спальных отсеков.
1. Система межштатных магистралей США – 459 миллиардов долларов
Система межштатных автомагистралей США – 459 миллиардов долларов
В 2015 году строительство Системы межштатных автомагистралей обошлось налогоплательщикам в 459 миллиардов долларов. Инициатором проекта был президент Дуайт Д. Эйзенхауэр, который задумывал не только о транспортной системе, но и о национальной безопасности. Начатый в 1956 году, проект включал в себя создание новых маршрутов. Первым штатом, завершившим строительство своего участка системы, стал Небраска в 1974 году. Завершающий этап, включая автомагистраль I-70, был закончен в 1992 году. Несмотря на превышение бюджета и сроков, строительство Системы межштатных автомагистралей оказало значительное влияние на экономику США. Стоимость грузоперевозок снизилась на 17%, и во время урагана Катрина именно по этим дорогам была успешно проведена эвакуация населения.