Любой автор имеет право на слабое творчество время от времени. Вдохновение нельзя включить кнопкой в нужный момент и выдавать сплошь пиковые шедевры – идея может не нащупать необходимого куража в процессе работы и получается что-то бездушное и техническое. С недожатыми акцентами и упущенными потенциалами. Но такой фильм всё равно может оставить правильный след, если неудачная реализация стоит на крепкой и интересной базе. Если говорить про кино, то таких фильмов можно вспомнить немало – “Солдат” Пола Андерсона, “13-й воин” Джона МакТирнана, “Прометей” Ридли Скотта или “Водный мир” с Кевином Костнером. Зачастую полный провал в прокате, чудовищный удар по карьере причастных – но вполне устойчивая фан-база, которая поняла посыл истории и оценила её потенциал. Но это никак не относится к фильму “Мятежная луна” (Rebel Moon, 2023) Зака Снайдера – данный творец сломался в чём-то личном фундаментально. Такое ощущение, что смотришь на мучительную реабилитацию инвалида, который заново пытается научиться попадать ложкой в рот, но получается – неизменно в жопу.
Крайне тревожный звоночек был еще в идиотском “Запрещенном приеме” и жахнул набатом в “Армии мёртвых” – создатель лучшего реаниматора жанра зомби-хоррор (“Рассвет мертвецов” (2004) не смог скопировать самого себя и выродил нечто изначально беспомощное и нежизнеспособное. Зак Снайдер перестал быть узнаваемым в кадре и растворился в шаблонах мейнстрима. Фирменный стиль стал лишь формальной имитацией, а имя в титрах – распродажей авторитета. Привлекательная обертка для проектов, где творчество вообще не требуется – любые авторские идеи всё равно обрежут по корпоративному шаблону. Это было бы понятно, если бы Снайдер мастерил непыльные экранизации диснеевских мультфильмов или сиквелы с ребутами многострадальных “Звездных войн”. Но Зак заявил, что “Мятежная луна” будет его амбициозной попыткой запустить масштабную фантастическую франшизу, созданную на основании его личных увлечений и предпочтений: Акира Куросава, визуальная стилистика культового журнала Heavy Metal и жесткий вариант Star Wars для взрослых. И всё это на площадке Netflix. Зак, к твоей наивности никак не получается относиться иначе как к полной глупости.
Конечно же никакой жесткой стилистики Heavy Metal в фильме не оказалось, а цитаты на Куросаву (которого уже, кстати, вдоль и поперек процитировал недавний “Мандолорец”) выглядят упрощенными до уровня даунов. Зато прекрасно видна попытка “придумать” клон “Звёздных войн”, который будет “не таким” (но при этом ничего не способен добавить к концепции), а также потуги пристроить в кадр узнаваемые по миллиардным хитам, но приторно вторичные комиксные наработки, и впарить зрителю пафос вселенной WarHammer`а под видом реквизита из сельского ТЮЗа. Если это “проект для души”, который Снайдер “вынашивал всю жизнь”, то почему он выглядит как идиотские скетчи на промокашке скучающего на уроках школьника? Зак, я не знаю, что ты там “вынашивал”, но жизнь серьезно поменялась со времен твоих детских фантазий – а этот “фильм-вдохновение” почему то выглядит современной безыдейной радужной поделкой, а не тестостероновым адреналином олдскульной классики.
Фильм совершенно безыдеен в рамках большой вселенной, здесь она нежизнеспособна и скучна. Фильм кишит стерильными персонажами, которые неспособны сфокусировать на себе хоть какое-то внимание – не говоря уже о том, чтобы рулить сюжетом. Парад каких то ряженых мудаков – харизматичный (нет) авантюрист-контрабандист, неуклюжая анимешница-самурайка, чахлый “аквамен” (выкупленный из татуинского рабства азартной ставкой), легендарный черный генерал (алкоголик и бомж, которого нашли обосанного на помойке), какие-то воинственные дикари (выглядят как гомосеки с вечеринки Ивлеевой) и феминистическая героиня в исполнении Софьи Бутылки (Sofia Boutella) – мужиковатого феминистического карлика полтора метра ростом с весом мухача, которая будет раскидывать центнеровых кабанов как воздушные шарики. Да, есть еще главный мужской персонаж, который симпатизирует Бутылке и отвечает за их романтическую сюжетную линию. Но традиционному мужчине нечего предложить сильной женщине – более бессмысленного и бесполого героя просто невозможно себе представить. Лучше бы вместо него был нарисованный Джа-Джа-Бинкс.
Сюжет просто смехотворно убог. Поражает оригинальными твистами – вы не поверите, но Тоталитарная Империя снова воюет с чумазыми повстанцами. Но зацените масштаб конфликта – адмирал имперского флота гонит свой дредноут по бездорожью галактических очкуров, чтобы лично сраться с каждым фермером за мешок картошки. В одной из таких деревенек залёг на дно опасный экс-имперский головорез – наша карликовая Бутылка. Которая завязала с прошлым и теперь живет простой крестьянской жизнью – пашет плугом грядки как Лев Толстой. При этом, накинув себе на мощную куриную шею лямку от упряжи инопланетного “коня” – чтобы не убежал. Там “конь” – помесь барана с носорогом, весит на вид не меньше тонны – думаю, он оторванную Бутылкину голову на лямке даже не заметил бы. Причем, в деревне полно мужиков – но пашет почему то именно наша трудолюбивая карлица.
Поселение состоит из избушек, слепленных из говна и палок, при этом внутри с шипением открываются-закрываются технологические шлюзы. Потому что за углом деревенский космодром с контейнерами различного оборудования. Нахрена тогда эти косые избушки? Почему не технологичные модули или специальные силовые шатры? Почему в кабаке пляшут в каких то рюшечных платьях и комзолах, а мужики плетут бороды в косы – типа “под старину”? Почему не комфортные эргономичные облегающие комбезы вместо холщовых рубах по яйца, кушаков и ушанок? Ответов нет – в каждом кадре клинический идиотизм.
Возможно, у этого фильма был шанс стать “настолько плохим, что получилось даже хорошо”. Но он ещё хуже. После первой же экшен сцены становится очень грустно – даже драка на лопатах в “Америкэн бой” выглядит блокбастернее всего экшена “Мятежной луны”. Бестолковое сло-мо, идиотские ракурсы, неуклюжие перемещения, абсурдный идиотизм каждого участника сцены. Ноль динамики, никакого сопереживания. Честное слово, если бы Бутылка, окруженная дюжиной огромных фашистов, просто бы пёрднула и все одновременно рухнули – было бы логичнее и зрелищнее. А так получается, что позорно пёрднул только Зак Снайдер, который этот фильм придумывал “всю свою жизнь”. Жалкое зрелище.
Добивает этот чудовищный ералаш два ключевых момента. Во-первых, из него вымарано любое убедительное насилие – в кадре друг друга пинают какие-то пластмассовые манекены, а крови нет даже от выстрелов в упор. Весь огнестрел – идиотские лазеры с разноцветными лампочками. Заряды летят медленнее, чем камень из рогатки. Ладно бы они были самонаводящимися – но нет, все традиционно мажут даже в упор. Драка с главным злодеем, мало того, что такая же убогая как и все прочие – заканчивается сокрушительным ударом дубиной по челюсти. Крупным планом по полу полетела горсть выбитых зубов. В следующем же кадре поверженный Злодей умирает с улыбкой, и все зубы на месте. Такое ощущение, что в этом фильме-киноляпе далеко не каждый сможет найти даже пару вменяемых эпизодов.
Во-вторых, “Мятежная луна” замахнулась сразу на дилогию-трилогию с сериалом. То есть, самостоятельного фильма по сути нет вообще – просто нудный сбор в одну кучу всех этих бессмысленных придурков, которые здесь себя никак не проявили – всё увидите в продолжениях. Которые, конечно же, будут гораздо интереснее – ведь это была лишь прелюдиях к настоящему зрелищу. И все посмотрят это ещё раз, нет никаких сомнений. Границы иллюзий успеха и провала перестали быть различимыми. Фильм стал заметным событием Netflix на премьерной неделе – тоже в своем роде успех, жонглировать рекламой можно как угодно. Но сравните разницу между реальным коммерческим провалом “Хранителей” Зака Снайдера и “успехом” его “Мятежной луны”. В первом случае тщательная работа по сведению звука и картинки, ни одного лишнего кадра, мастерская работа. И досадный провал в итоге. В “Луне” же провал заложен изначально, его лишь минимизируют крикливой рекламой. Фильм сразу снят так, что он не понравится большинству – но сделан на важных принципах разрушения шаблона восприятия подобных сюжетов. Для перенастройки новых социальных смыслов. Обратите внимание – при франшизной дистанции “Мятежной луны” не стали даже делать вид и что-то придумывать на первую серию, заигрывать с традиционной аудиторией. Процесс подобной трансформации кино и его аудитории сейчас выглядит непонятно и нелепо, но он, рано или поздно, закончится. И тогда наступит полная гармония между подобными фильмами и выращенными под него зрителями. А пока работа Зака Снайдера обречена терпеть харчки и насмешки – возможно он снял свое “вдохновение” для следующих поколений.
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте https://gvozdi-slov.ru/
#кино #фильмы #закснайдер #треш #мятежнаялуна