Найти тему
Евразия наша

Особая роль России в новой системе мирового порядка

pxhere.com
pxhere.com

Американский государственный деятель и дипломат Г. Киссенджер полагал, что в XXI веке система международных отношений впервые в истории будет носить поистине глобальный характер, когда мировая экономика одновременно работает на всех континентах. Он отдавал первенство Европе в части опыта создания концепции национальных государств и баланса сил как попытки компенсации своей относительной слабости [Киссенджер].

А геополитик П. Кеннеди находил в политической многополярности Европы XVII века и отрицательные стороны, поскольку каждое из европейских государств всё чаще принимало решение о войне или мире исходя из «национальных интересов» [Кеннеди]. При этом, он же полагал, что взаимодействие крупных держав – главных политических центров, уравновешивающих друг друга и не позволяющих какой-либо одной из них сильно доминировать, обещало привести к более безопасному и лучшему миру, чем биполярная система, сложившаяся после Второй мировой войны.

России же всегда отводилась особая роль. На протяжении XVI-XX веков её видели страной, играющей определённую роль в европейском балансе сил, но духовно не приемлющей эту концепцию и не способную её принять, как страна, объединяющая три культурных региона: Европу, Азию и мусульманский мир [Киссенджер], что в точности соотносится с евразийской доктриной.

Для России на этапе после 24 февраля 2022 года более характерна модифицированная концепция о «сферах влияния», которой придерживался американский президент Ф. Рузвельт, и которая в несколько иной форме была реализована после Ялтинской конференции 1945 года. Согласно этой концепции, господствующее влияние на обширные регионы оказывали бы те или иные конкретные державы, поскольку таковым было отражение «естественного порядка вещей» [Киссенджер].

Это есть ни что иное, как та самая «геополитическая реальность» о которой, говорили президент России В.В. Путин и глава МИД РФ С.В. Лавров осенью 2022 года, с которой Западу придётся смириться. Однако, как отмечал американский посол в СССР Джордж Кеннан, во взаимоотношениях с Россией, для Вашингтона играет роль не столько реальность сама по себе, сколько готовность или неготовность её принять [Кеннан].

Министр иностранных дел России С.В. Лавров даёт понять, что возврата к прежней системе международной политики не будет, и что Россия готова ждать определённое время, пока у зарубежных партнёров произойдёт осознание новых геополитических реалий. При этом, в ней Россия не противопоставляется всему Западу, а только – её агрессивной части. Таким образом, президент В.В. Путин оставляет возможность возвращения к диалогу с Западом и к Западному вектору развития.

При этом, В.В. Путин подчёркивает, что ценности России кардинально отличаются от ценностей Запада. А реализуемый сейчас сценарий в геополитическом мире «пробьёт» себе дорогу, хотят этого на Западе или нет, поскольку он «продиктован самой жизнью» и опирается на свободную волю людей.

Г. Киссерджер считал пределы посткоммунистической России не отражающими её историческое развитие. Он полагал, что для существования России в таких границах ей придётся потратить много энергии для пересмотра своей идентичности [Киссенджер]. Однако вопреки этим прогнозам, Россия осенью 2022 года впервые после 1991 года расширила свои границы в западном направлении, возвратив части утраченного Советского Союза.

Сергей АБРАМОВ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.