Отношение к праздникам, как и к другим жизненным событиям, формируется в детстве.
То, что приносит приятные эмоции - удовольствие, радость, интерес, хочется повторять вновь и вновь. И наоборот. Если в связи с праздниками ребенок переживал страх, злость, разочарование или печаль, у него сложилось негативное отношение к праздникам, которое может сохраниться на всю жизнь.
Иногда и одно негативное событие, особенно эмоционально наполненное, может оставить в психике неизгладимый след. Взрослый человек отказывается от праздников, когда уверен, что «ничего хорошего там нет». Или считает, что «негативные последствия праздников больше, чем радость, которую они приносят».
Мешающие нам убеждения, как и многое другое из того, что нас не устраивает, можно устранить в процессе психотерапии.
Пример из практики.
От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено. Сессия проведена с использованием рисунков и лепки из пластилина.
Инесса «всю жизнь» живет с убеждением, что нельзя радоваться, устраивать праздники. Сейчас это убеждение мешает девушке, и она хочет его изменить.
В детском опыте Инессы родительские «праздники» неизменно сопровождались застольем, а заканчивались оскорблениями и драками.
Девушка нарисовала «праздник» и «его последствия».
Слева - рисунок праздника. Разными цветами показаны приятные эмоции.
Справа – последствия праздника. На фоне криков и драк изображены три фигуры, в каждой присутствуют два цвета - черный и красный. Инесса на рисунке – сверху справа, девочке пять лет. Она – свидетель родительского конфликта (две фигуры внизу рисунка – родители).
Девочка чувствует себя так, как будто участвует в конфликте наравне со взрослыми.
Ее образ напоминает молоток, которому хочется «все бить и крушить» и одновременно девочка боится громких звуков. Страх малышки сильнее ее злости.
У взрослой Инессы уже сформированы навыки адаптированного к жизни человека. Девушка умеет принимать обдуманные решения, заботиться и поддерживать себя.
Взрослая Инесса приходит на помощь маленькой. Она забирает девочку из конфликта, и возвращает ее в состояние праздника.
Для этого Инесса вырезает образ девочки из рисунка конфликта.
И помещает фигуру девочки в состояние праздника – накладывая ее на рисунок праздника.
Образ маленькой Инессы противоречит общему радостному фону, так как девочка переполнена разрушительными эмоциями.
Взрослая Инесса разрешает маленькой «выразить все чувства».
Девочка соглашается.
Но, после выражения чувств она становится бесцветной – опустошенной, без сил.
Взрослая Инесса разговаривает с обессиленной малышкой, оказывая ей внимание и поддержку.
После общения со Взрослой Инессой девочка «расцветает». В ее образе появляются цвета, значение которых она объясняет следующим образом: голубой цвет - спокойствие, розовый – доверчивость, фиолетовый – мечтательность.
Однако, даже после приобретения ресурсов, девочка все еще продолжает смотреть на последствия праздника. Туда, где выжженная земля, мусор, грязь, запах перегара.
Малышка чувствует ответственность за родителей. Она считает себя виноватой, потому что: «Не справилась, не смогла остановить родительский конфликт».
Взрослая Инесса объясняет маленькой, что в случившемся нет ее вины. Она не отвечает за действия родителей. Малышка – молодец! Она создала себе психологическую защиту - иллюзию ответственности за родителей. Гораздо ресурснее признать себя «большой и сильной», чем смириться со слабостью и беззащитностью. Страшно стать уязвимой. Ужасно признать, что родители не отвечают за твою безопасность, наоборот, являются угрозой для существования ребенка.
В детстве иллюзия ответственности за родителей помогла маленькой Инессе чувствовать себя в безопасности. Она воспринимала себя «большой», а значит, как будто бы управляла ситуацией.
Взрослая Инесса убеждает девочку в том, что сейчас она отвечает за ее безопасность, и точно МОЖЕТ эту безопасность обеспечить.
Слова подтверждаются действиями, взрослая Инесса проявляет заботу о маленькой. Она лепит для малышки «безопасное место» из разных цветов пластилина, Взрослая объясняет маленькой, что каждый цвет, присутствующий в «безопасном месте» символизирует определенный способ проявления любви.
Желтый цвет - подарки, зеленый – забота, сиреневый – слова поддержки, малиновый – «обнимашки», фиолетовый – совместные игры, прогулки и другое приятное времяпровождение.
Также, взрослая Инесса делает акцент на том, что маленькой МОЖНО говорить о своих желаниях и чувствах. Она добавляет в «безопасное место» «волшебную палочку» синего цвета как символ этого разрешения.
Инесса обнимает, успокаивает маленькую девочку, разрешает ей играть и веселиться.
Девочке становится спокойно, уютно и хорошо. Праздник и безопасное место, в котором находится маленькая Инесса, становятся для нее единым целым.
После того, как «маленькая» убеждается в том, что на взрослую можно положиться, она соглашается отдать ответственность за разрушительные последствия праздника родителям.
Взрослая Инесса отрывает рисунок последствий праздника и символически «отдает его родителям».
Сегодня маленькая Инесса получила позитивный опыт проживания праздника и его последствий. Ее новые ассоциации, связанные с праздником – радость, внимание, безопасность.
То, что нас не устраивает в жизни, можно изменить в процессе психотерапии. Постепенно мнимая ответственность становится реальной. Человек учится управлять своей жизнью, меняя неадаптивные убеждения, осваивая новые навыки поведения.
Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru