Напомню, что несколько дней назад специалисты компании James Finlay & Co опубликовали сдвоенный отчет об актуальных чайно-кофейных трендах. Одна его часть была подготовлена живыми людьми, а вторая — ботом ChatGPT. Искусственно-интеллектуальную часть отчета я уже разобрал — теперь давайте посмотрим на человеческую. Для баланса, чтобы роботы не зазнавались.
Итак. По мнению живых экспертов из James Finlay & Co развитие чайного и кофейного рынка в 2024 году будут определять пять трендов.
Первый тренд — это быстрое возникновение, развитие и исчезновение моды на новые напитки. Все это дело можно назвать быстрыми микротрендами, рассчитанными на истерическое поведение потребителей. По последним данным, 69% потребителей подбиваются на то, чтобы попробовать новые продукты, 56% потребителей готовы тратить деньги на получение нового опыта — почему бы им эти новые продукты и новый опыт не подкидывать. И да, под новым опытом в данном случае прежде всего подразумевается перманентное закрытие темы «все уже пробовали, а я еще нет», постоянно расчесываемой соцсетями.
Применительно к чаю этот микротренд будет выражаться в экспериментах с новыми вкусами, ароматами и фактурами, персонализацией чая за счет конструкторов, а также запихиванием в чай всех модных суперфудов и функциональных ингредиентов. Как появилось что новое — сразу в чай его. Ну то есть никаких откровений — все это уже было. Но, возможно, предполагается, что все это дело в новом году сильно интенсифицируется. Мне тут на глаза попались планы одной из китайских сети баблтишных — так они собираются в новом году ввести 100 новинок. Почти по две штуки каждую неделю.
Для того, чтобы зарабатывать на этом тренде, специалисты James Finlay & Co советуют организовать быстрый вывод на рынок социально одобряемых напитков: экологичных, функциональных, локальных и т.п. Социально одобряемых — чтобы не надо было тратить время на объяснения, почему они крутые. Также рекомендуется активная работа с лимитированными сериями широкого содержания: сезонные предложения, тематические выпуски, коллаборации между брендами и т.п. Ну и активная работа с соцсетях, понятное дело, причем на разных платформах.
Второй тренд — это декларативные траты. Ну то есть это когда ты не просто тратишь деньги, а тратишь деньги в соответствии со своими и, конечно, правильными ценностями. Просто выпендриваться в стиле «я пью только китайский чай, потому что я элита и мыслю глобально» уже не прокатит. Нужно пить только китайский чай, потому что мне важно, чтобы жизнь людей в китайских деревнях стала лучше. Или потому что часть денег от его продажи мой продавец чая тратит на спасение ромашек от лягушек. Или лягушек от ромашек, не важно.
Основные направления таких выстебонов очевидны: устойчивое развитие, забота о здоровье, премиумизация, новый опыт. Забавно, что очень многие потребители делегируют выбор ценностей брендам. И потребляют продукты брендов не просто так, а потому что эти бренды декларируют какие-либо ценности. Ну то есть носителями ценностей, фактически, являются не люди, а бренды.
Специфические чайные ценности — это здоровье, редкость и высокий стиль. Чтобы зарабатывать на них, нужно подстраиваться под чаяния потребителей, вписываться в разный актуальный блудняк, и выбирать таких же озабоченных поставщиков чая. Ну и премиумизировать все подряд, ясное дело.
Третий тренд — это ускорение обслуживания за счет применения разных информационных и логистических технологий. Сюда входит и банальная онлайн-торговля, особенно в тех ее аспектах, которые связаны со скоростью доставки покупок, и всяческий вендинг, и системы автоматизации оффлайновых покупок, и разные новомодные способы оплаты, типа оплаты по физиономии.
Никаких специфических чайных решений по этому тренду в отчете не приведено — хотя, конечно, они есть. Например, скоростная доставка свежих чайных листьев, практикуемая одним британским проектом. Ну а для того, чтобы вписаться в этот тренд, надо, понятное дело, цифровизовать все, что можно цифровизовать.
Четвертый тренд — это гипер-ЗОЖ-позиционирование. Распространение индивидуальных мониторинговых систем, работающих в реальном времени, потребует коррекции всяких оздоровительных заяв. И позволит персонализировать оздоровительные предложение. Это перспективно. Но за маркетинговый базар типа «зеленый чай понижает давление» теперь придется отвечать, потому что потребитель может свое давление оперативно мониторить. И фокус оздоровительного чайного шарлатанства теперь придется смещать — с целебного действия на профилактическое.
Кстати. По опросам 58% глобальных потребителей веруют в зеленый чай. Ну то есть в его оздоровительное действие. А 29% готовы переплачивать за оздоровительное действие напитков. Остальных, я так понимаю, просто недостаточно пристрастно спрашивали.
На волне этого тренда приподнимутся поставщики, которые продают не только чай, но и убедительные сказки. Станет еще более распространенным засовывание повсюду зеленого чая. Ну то есть к мылу с зеленым чаем добавится моторное масло с зеленым чаем. И электричество с зеленым чаем — это когда в ближайшей трансформаторной будке стоит пачка с сенчей.
Здоровая персонализация на минималках, кстати, может заключаться в выпуске одного продукта с пятью уровнями сахара. Такого на рынке уже вагон вагон. Ну и смешивание индивидуальных оздоровительных коктейлей будет востребовано. На основе оперативного мониторинга.
Пятый тренд — параноидальная экологичность. Не, в отчете, конечно, написано Actively Green — но давайте не будем лукавить. Пассивная экологичность больше не радует, надо действовать! С точки зрения потребителей это значит, что экологичность товаров из опциональной постепенно превращается в обязательную. Соответственно бренды будут свою экологичность всячески выпячивать. Не только всякой реюзабельной упаковкой, но и, например, отдачей процента прибыли на сохранение чего-либо.
На волне параноидальной экологичности разовьется потребительский коллективизм. Ну типа давайте спасать природу вместе — совместные уборки и все такое прочее. А бренды эту правильную движуху всячески возглавят.
Чтобы вписаться в этот тренд, придумывайте экологичность и кричите о ней. Выбирайте экологичных поставщиков и кричите о них. И вообще, развивайте систему кричания и делайте крики разнообразными. Сегодня про карбоновый след, завтра про экономию воды, послезавтра еще про что-то. Например про безопасность тайваньского чая для белых медведей и моржей. Морж-френдли Алишань, все дела. И чтобы битловский «Я — морж!» фоном играл.
Вот такие вот они, напитковые вообще и чайные в частности тренды 2024 года по мнению живых специалистов James Finlay & Co. Не могу сказать, что это какое-то сокровенное знание — но рассказать о них я был должен. У меня же солидный проект, я должен время от времени говорить умные слова.