Найти тему

Black Grape: Особенности национального достояния

Black Grape: Шон Райдер и Кермит. Фотография: Пол Хасбенд
Black Grape: Шон Райдер и Кермит. Фотография: Пол Хасбенд

Один в халате, другой рекомендует морковный сок: очевидно, что в среде героев инди-дэнс-музыки все изменилось. Перед выходом нового альбома они рассказывают о своих гедонистических 90-х, а также о горе, СДВГ и отцовстве

Ли Кэмпбелл, The Guardian

В 1993 году, после выхода четвертого альбома Happy Mondays «Yes Please!», который стал коммерческой катастрофой и поспособствовал банкротству манчестерского лейбла Factory Records, группа распалась. Последней каплей стали их выходки под воздействием наркотиков во время записи на Барбадосе.

Однако вокалист Шон Райдер не терял времени даром и в том же году основал свой следующий музыкальный проект, Black Grape, вместе с танцором и перкуссионистом Mondays Безом и Полом Левериджем, он же Кермит, из Ruthless Rap Assassins.

Дебютный альбом Black Grape 1995 года «It's Great When You're Straight ... Yeah», представляющий собой вдохновенную смесь дэнс-рока, эйсид-хауса и рэпа, занял первое место в Великобритании и получил платиновый статус. Как и в случае с Mondays, за прошедшие годы Black Grape пережили различные разрывы и воссоединения. Сейчас группа состоит только из Райдера и Левериджа и возвращается со своим четвертым студийным альбомом «Orange Head», записанным в испанских горах Гранады с продюсером Youth. Мы встретились с Райдером и Кермитом в Салфорде и Ливерпуле соответственно, в перерывах между их концертными выступлениями, чтобы обсудить наркотики, смерть и Найджела Фараджа...

Привет, Шон, как дела?
Шон Райдер
Позвольте мне выключить «Эммердейл». Привет!
[Кермит присоединяется к нашему видеозвонку в халате...]
ШР Ты надел халат?
K Я в кровати, чел, я замерз.
ШР Сейчас пять минут второго! Тебе плохо?

Можете ли вы вспомнить, чем вы отметили свой дебютный альбом, ставший №1 в 1995 году?
ШР Наверное, это было связано с героином.
K Много героина и много крэка, предположительно.
ШР Мы курили его в гардеробе в огромном доме в Лос-Анджелесе с 10 спальнями.
K Сейчас мы можем смеяться над этим. Как мы будем отмечать его 30-летие? Кусочком торта.
ШР Может быть, салатом и безалкогольным напитком. Мы теперь вегетарианцы и очень политкорректные парни [смеется].

Какова история названия? Почему Black Grape, а не, скажем, Green Grape?
ШР
Причина проста: мы записали альбом, написали все мелодии, но названия у нас не было. Гэри Курфирст [из их рекорд-лейбла Radioactive] не давал денег, пока мы не поставили свою подпись и не выложили ему название. Пол [Кермит] вошел в студию с банкой черного виноградного сока. Мы просто хотели монет, но сейчас этот сок был бы морковный, не так ли [смеется].
Кстати, о названиях: новый альбом называется «Orange Head» — откуда это взялось?
ШР Мы взяли новую обложку у нашего Мэтта [Кэрролла], который делал обложки для Mondays и оригинального альбома Black Grape [вместе со своим братом Пэтом]. Как обычно, я оставил работу над обложкой на усмотрение Мэттью, и вот что он придумал. Это было похоже на большую оранжевую голову. Я мог бы сказать, что она была названа в честь двух моих дочерей-подростков, потому что у них оранжевые головы со всем макияжем, но я не могу так сказать, потому что они меня убьют [смеется].

-2

Вы записали его в Испании...
K
В Гранаде, в горах. Прекрасное место.
ШР Мы встретили там новых фантастических друзей: несколько диких собак, которые жили за пределами студии. Молодежь просто позволяет им бродить по дому.

У вас не было соблазна вернуться на Барбадос [место печально известных сессий альбома «Yes Please» группы Mondays]?
ШР Боже, нет. Мои дети все время хотят поехать на Барбадос на каникулы. Я выкурил там столько крэка, что меня тошнит.

Кермит, это правда, что вам провели последний обряд в конце 90-х после заражения сепсисом через грязную питьевую воду?
K Да, я умирал дважды. Я мог бы написать об этом книгу, чувак. После того как мы закончим здесь [на Земле], я знаю, что есть что-то еще. Все просто меняет свою форму, но не рассеивается. Это был очень духовный опыт. Я мог быть мертв, я должен был быть мертв, так что это был настоящий поворотный момент. Если бы я умер тогда, моей дочери не было бы здесь. Она — одна из моих самых больших радостей.

Пожалуй, самая яркая песня на альбоме — «In the Ground». Тематика довольно тяжелая...
ШР У нас обоих только что были смерти. Отец Пола умер, мой брат [Пол Райдер] умер. Вот взгляд Пола на это, а затем мой взгляд на это. Мой был написан в шутку, хотя звучит довольно серьезно.
K Это было очень полезно, чтобы избавиться от всего горя, которое мы испытывали. Мой отец умер в октябре [2022 года], и через пять дней мы улетели в Испанию.
ШР С горем, из-за моего СДВГ [Райдеру поставили диагноз СДВГ в 2020 году], я всегда удивлялся, почему вещи не затрагивают меня. Если в нашей семье умирал человек, я никак не реагировал на это; как будто ничего не произошло, а потом [я реагировал] только через год или два года. Смерть отца настигла меня только через три года. Мои отношения с братом были ужасными. Есть его история и есть моя история. Наш Пол был абсолютным мошенником. Он делал так, будто плохой ублюдок это я, но у него это хорошо получалось, да уж. Мой брат ненавидел меня до глубины души. Я не делал ничего, кроме того, что давал ему работу и выполнял свою. У него была проблема с ревностью. Она его просто изводила.
K Семейная любовь — это скупердяйская любовь.

Здорово, когда ты натурал... Шон с товарищем по Black Grape Безом (слева) на Gogglebox. Фотография: Channel 4
Здорово, когда ты натурал... Шон с товарищем по Black Grape Безом (слева) на Gogglebox. Фотография: Channel 4

Вас называют национальным достоянием, Шон. Как вы к этому относитесь?
ШР
Я получил это после джунглей [он занял второе место в реалити шоу на выживание «I’m a Celebrity» в 2010 году]. Да, национальное достояние, я согласен. Лучше, чем когда тебя называют наркоманом или ушлепком, правда?

Что вы думаете об участии Найджела Фараджа в шоу «I’m a Celebrity»?
ШР В конце концов, редактура может сделать вас хорошим или плохим пи*дюком. Все зависит от того, каким вы предстанете в этом монтаже. Мне не понравится политика Фараджа даже за миллиарды долбаных лет.
Он одиозен.

Кстати о телевидении, что вы помните о выступлении Black Grape с песней «Pretty Vacant» на TFI Friday в 1996 году? Крис Эванс когда-нибудь простил вас за то, что вы много матерились?
ШР Крис был великолепен. Его столько раз штрафовали из-за меня. Меня долгое время не пускали на Channel 4, хотя я и сейчас много работаю для них. Я никогда не делал ничего из этого специально. У меня СДВГ. Если бы в те времена знали, что у кого-то есть проблемы с обучением, и выставили бы его, то сейчас это было бы не по правилам, не так ли?

Как жизнь в группе сейчас соотносится с тем, что было в середине 90-х?
K
Мы не так часто бываем друг с другом, а когда видимся, то это качественное время.
ШР Мы проводили много времени в действительно безумных ситуациях, рискуя своей жизнью, пытаясь найти наркоту в разных странах. Куда бы мы ни поехали, мы должны были искать. Мы были героиновыми наркоманами. Нам приходилось либо путешествовать с героином в прямой кишке, либо выходить из самолета и идти искать. Мы были в центре перестрелки на гребаной Ямайке, [пока] доставали крэк. Мы часто попадали в такие стрессовые ситуации, поэтому много спорили и ссорились.
K Не принимайте наркотики, дети!

Новый альбом Black Grape «Orange Head» выходит 19 января.