Когда живёшь два месяца в разрушеном фюзеляже самолёта, вокруг заснеженые горы Анд, а еды нет совсем, мозг может заснуть и перестать рассуждать рационально, или толкнуть на отчаянный шаг, последний рывок, который не известно чем закончится. Но за спиной остались дюжина братьев по несчастью, и теперь ты отвечаешь не только за себя, и за души каждого смотрящего тебе в след.
В 1972 году в Андах случилась катастрофа самолёта, небольшого пассажирского лайнера, в котором летели в общей сложности 45 человек. В основном это члены Уругвайский команды по регби и их друзья. Они были молоды, сильны и полны надежд. Случайная авария, которая произошла из-за ошибки пилотов в условиях плохой видимости, поставила под вопрос не только их физическую твердь, но и веру.
Хуан Антонио Байона считается ближайшим соратником Гильермо дель Торо. Он начинал с готического триллера Приют, после которого многим стало ясно его большое будущее. Затем случились крепкие фильм катастрофа Невозможное с Наоми Уотс, прекрасная экранизация графического романа Патрика Несса Голос Монстра, второй Мир Юрского периода и сериальный Властелин колец. Весь перечень говорит за себя сам, Байона снимает кино, в котором грим и эффекты имеют существенный вес. Он, как и старший товарищ, не ограничивается привычными образами, а предпочитает разукрасить их и придать необычную форму.
Общество снега основан на реальных событиях, по этой трагедии в 1992 году Фрэнк Маршал снял замечательный фильм Выжить с молодым Итаном Хоуком. Тогда этот рассказ казался исчерпывающим, не требующим реформации в ближайшие десятилетия. Но настал момент напомнить людям о стойкости духа и тела, что на самом деле пришлось к месту и времени. История сама по себе мощнейшая, хотя на одной ней теперь не выкатить картину из производственного амбара. Именно здесь надо с одной стороны деликатно разобрать детали выживания, а с другой сделать это правдиво не осквернив памяти живых и мёртвых. Режиссёр в данном случае забетонировал и то, и другое в единое целое, сняв лучший фильм-катастрофу последних лет.
Общество намного просторнее в передаче тех событий. Предыстория каждого выжившего, и не только, хоть и мельком, даёт более удовлетворительную пищу для воображения характера героев до аварии. Несколькоминутная демонстрация самого крушения, подробные старания по вытаскиванию себя на свет божий, омовение после 71 дня в неволе гор, все это досканальным образом отпечатывает в фантазии конкретные действия.
Байона от малой части морализирует устами двух персонажей на предмет нравственности совершаемых поступков. Длится такая проповедь коротко, создатели, да и публика, всё понимают. Желания ставить себя на место мучеников нет, но и к осуждению стремления не возникает. Тем более что условия конкретного происшествия избавили постановщика от решения дилемы "Выжить любой ценой", ибо события структурировались без подобного вопрошания.
Кино снимали по большей части на натуре, то есть грандиозность Анд иллюстрирована впечатляюще. Элемент деградации, если можно употребить такой термин, протекает через весь хронометраж плавно, но наглядно. Это позволяет влезть в шкуру бедняг, ощутить их голод и холод. Но зритель никогда не дойдёт с ними до крайней точки, предпочтя остаться сторонним свидетелем. В Обществе снега нет новаторских изобретений, которые могли бы внести новшество в жанр, хотя и то, что мы видим, в целом, даёт гигантское начало возрождения таких работ.
Финальные сцены настолько сильные, берущие за живое, что после них снова сростаешься с протагонистами и хочется отмыться от всей ничтожности произошедшего. Кульминация выжимает катарсис, в котором пребываешь некоторое время, чувствуя ценность жизни и возможности ежесекундно ею гореть. Фильм многим может показаться аморальным, но это было, не стереть из мировой памяти и для подпитывания ощущения ценности бытия каждого история 1972 года подходит наилучшим образом.