Найти в Дзене
Стив Май

Вольт

Это не о физике. Есть такой анимационный фильм про... В общем, там кошка, хомяк и щенок едут через всю страну по карте из рекламного проспекта. Фильм, конечно, про счастье обретения семьи и своего дома. Что в этом фильме меня заинтересовало? А вы сами пробовали представить себя на месте щенка Вольта? Значит, всю жизнь вы считаете, что если пристально посмотреть на замок, он откроется, если гавкнуть на танк, он улетит и так далее. А потом "внезапно" выясняется, что всё, чему вас учили - это иллюзия, движущиеся картинки, которые люди смотрят в телевизоре. Вольт попал в открытый мир в полной уверенности, что его знания об "игровой механике", "сюжете" и даже собственном "теле-аватаре" - истина. Ну, а почему бы он должен был считать иначе? Там в фильме есть интересный эпизод: режиссёр сериала видит в кадре микрофон и ругает всех, на чём свет стоит, мол, Вольт мог увидеть его и догадаться, что живёт в иллюзии. Опасения его были напрасны, как мы видим позже. Вольт, даже столкнувшись с тем,

Это не о физике.

Есть такой анимационный фильм про... В общем, там кошка, хомяк и щенок едут через всю страну по карте из рекламного проспекта.

Фильм, конечно, про счастье обретения семьи и своего дома. Что в этом фильме меня заинтересовало? А вы сами пробовали представить себя на месте щенка Вольта? Значит, всю жизнь вы считаете, что если пристально посмотреть на замок, он откроется, если гавкнуть на танк, он улетит и так далее. А потом "внезапно" выясняется, что всё, чему вас учили - это иллюзия, движущиеся картинки, которые люди смотрят в телевизоре.

Вольт попал в открытый мир в полной уверенности, что его знания об "игровой механике", "сюжете" и даже собственном "теле-аватаре" - истина. Ну, а почему бы он должен был считать иначе? Там в фильме есть интересный эпизод: режиссёр сериала видит в кадре микрофон и ругает всех, на чём свет стоит, мол, Вольт мог увидеть его и догадаться, что живёт в иллюзии. Опасения его были напрасны, как мы видим позже. Вольт, даже столкнувшись с тем, что привычная схема не работает, всё равно не хочет её отпускать, пытается старыми способами добиться результата в новой обстановке.

И на пути к своей хозяйке, к дому Вольт сталкивается со своими иллюзиями повсеместно. То "внезапно" оказывается, что он не супер-бронированный, потом чувствует голод, ну и так далее. И всё это, опять-таки, пытается вписать в свою псевдо-картину мира. Кое-что удаётся, а кое-какие иллюзии приходится разрушать (это больно!). Например, в реальном мире есть пенопласт, который лишает его силы. Это многое объясняет Вольту, хотя мы, как зрители, прекрасно понимаем, что пенопласт тут не при чём. Рано или поздно, он должен был столкнуться (в прямом смысле!) с истинным положением дел. Хорошо, что жив остался, а ведь мог под поезд попасть, и всё (тогда бы кина не было, конечно). А вот "голод" более или менее вписался: это кошка его отравила, и теперь всю жизнь ему регулярно нужно принимать противоядие в виде сосисок.

Иллюзии Вольта условно со знаком "+" - он считает, что себя/мир лучше, чем есть на самом деле.

Как часто бывает в кино, тут играет контраст. В противовес явно иллюзорному псевдо-миру Вольта нам показывают "реальный" мир кошки Варежки. В кавычках, потому что тоже иллюзорный. Хотя, безусловно, варежкины иллюзии основаны на реальных событиях, и куда "ближе" к истине. Она, во всяком случае, более приспособлена к жизни на улице, и даже по-своему счастлива. Её иллюзии рушатся в лучшую сторону, они изначально были со знаком "-". В конце нам показывают, что она полностью доверилась человеку (а мы помним, что именно человеки её "выкинули", и она нашла утешение в том, что объявила всех их, то есть нас, злодеями по природе своей?), во что я ни капли не верю, рецидивы всё равно всплывут. Но что все герои расстались со своими иллюзиями и стали оттого счастливей, это факт.

Хотя нет, не все. Есть ещё хомяк Рино. Это единственный персонаж, который не питает никаких иллюзий. Он прекрасно знает, что Вольт - актёр, знает, что есть люди разного характера и вообще всё понимает. И он-то относится к этому миру как к игре (я неслучайно игровые термины использовал), просто подыгрывает иллюзиям своих товарищей и спутников, получая от этого максимум удовольствия. Он знает, что ни механика, ни сюжет, ни даже его шар-аватар - не являются истинными, и в любой момент может расстаться с этими вещами. И конечно, театрально, драматично, а то как же иначе.

А вот теперь, почему эта вся психология и философия попала ко мне на канал.

Фильм очень страшный, на самом деле: нам показали, от каких иллюзий избавились герои, но не показали, какие иллюзии остались. На самом деле, все они дальше всю жизнь будут жить с этими остатками иллюзий.

Матрица.

В самом чистом виде.

Да, Вольт, Варежка и остальные более или менее вырвались из её мягких и очень цепких лап. Но это кино. Фантазия. А в реальном мире Вольты продолжают уверенно жить в своём псевдо-мире, ходить в псевдо-школы и учить псевдо-математику.