В этом году январские морозы (уже можно сказать традиционные) в Москве были особенно лютыми. Я их обычно пропускаю, так как на новогодние праздники улетаю в Ставрополь, хотя было и такое, что они меня настигали даже на Кавказе. И строго раз в несколько лет с болидом происходит нехорошее. Однажды – как раз в Ставрополе – ударила морозяка и в какой-то момент прогрев машины с брелка привел к залитию свечей. Ну и последующей эвакуацией в сервис на обогрев и продувку. А в прошлом году было еще прикольнее. Вернувшись в ночи я решил прогреть простоявшую все морозы под окном машину. И надо же – она завелась. И прогрелась. Но результатом стали (как потом выяснилось) окислившиеся контакты стартера (прогрев создал конденсат, который испарился бы при долгой работе двигателя, но работал он недолго) и очередная эвакуация в сервис.
В этом году решил таки машину бросить в крытом паркинге у терминала в Шереметьево. Даже после очередного подорожания, выходило ненамного дороже, чем туда сюда на такси гонять. Ну а паркинг крытый, пусть и продуваемый. Предполагал, что температура на нем будет сильно выше, чем, так сказать, на улице.
Четвертого января из Москвы начали поступать тревожные сведения. Не, к тому, что после первого удара морозами многие не смогли завести свои болиды, я привык. Нормальная история – масло старое, аккумуляторы старые, причин может быть огромное количество. К тому же большинству достаточно прикурить от другой машины или бустера. Но в этот раз новости стали поступать уже из самого Шереметьево.
Надо сказать, что терминал B, тот, который обслуживает внутренние авиалинии, уже давно работает на пределе своих возможностей. Узкими горлышками стали все участки-накопители – вход в терминал, регистрация со сдачей багажа, проход в чистую зону. С первым легко справиться, если заходить с паркинга терминала C – разница в сто метров, а очереди на порядок меньшие. Со вторым тоже – на серебро налетать несложно, особенно если карта мильная, а там – выделенная стойка. А вот третий бастион, конечно, удручает. Особенно с попыткой играть в контроль всего и вся. Рамок всегда не хватает, людей огромное количество, обязательно найдутся нервные и излишне ретивые. Еще ноутбуки эти включать постоянно. Бред, но что поделать.
В общем, к этим всем напастям добавились еще и забитые под завязку паркинги у терминалов. Оно понятно – Шереметьево сегодня основной авиаузел с полетами за рубеж и по России, и многим из соседних областей проще доехать на машине и бросить ее на паркинге, чем заморачиваться с так называемым «общественным» транспортом. Ну вот семье из Воронежа как быть? Садиться вчетвером на поезд, потом с чемоданами по Москве до аэроэкспресса? Проще сесть в болид и двинуть своим ходом. Благо – недалеко.
Ну а тут случилось страшное. Народ в терминалы прибывал, а с паркинга практически никто не уезжал. Просто потому, что не смогли завестись. Бустеры, которые сотрудники паркинга не успевали заряжать, не особо помогали. Да и как тут помочь, если масло превратилось в лед? Некоторые, конечно, прыскали всякую химию непосредственно в воздушный фильтр и заводили на холодную, но это очень своеобразная история – все равно что вкалывать адреналин человеку, у которого мышцы атрофировались. Возможно, они и начнет бегать, но бегать будет недолго, а последствия будут непредсказуемыми. В общем, традиционный оборот машин в паркинге нарушился и начался тотальный коллапс. Ибо люди приезжали, а машины ставить тупо негде. И за окном -25, которые в Москве ощущаются как -35 в Сибири. Можно сколько угодно ржать над москвичами, но это действительно не очень приятная история.
В общем-то, я уже с четвертого января готовился к тому, что по прилету завести болид не удастся. Изучение интернета как обычно ничего особо не дало – холодный старт до сих пор остается самой непонятной историей у автолюбителей. То есть рецептов масса, но такого, чтобы вот правильный и рекомендованный – таких не найти. Большая часть того, что есть в сети, похоже на записки знахарей из средневековье. Вот, мол, сожри три лепестка этого кустарника в полнолуние и все пройдет. А может и не пройдет. Но ты попробуй, лишним не будет.
Возвращались мы ближе к ночи 7 января. За бортом в Шереметьево стоял приятный пронизывающий до селезенки морозец -27. Но коллапса в терминали уже не было. Багаж выдали вовремя, до паркинга добрались без необходимости прорываться через толпу. Правда, на выход из терминала в зоне вылета стояла какая-то странная очередь. Очевидно, на автобус-экспресс до Ховрино. Очереди в Москве, обычно, только на автобусы да маршрутки. Это, к слову, меня дико удивило после переезда из Томска, где никаких очередей не было, и толпа по утрам брала автобусы штурмом. Примерно как метро в каком-нибудь спальнике сегодня. Ну не суть, дошли до болида.
Сел. Совершил манипуляции, о которых ниже. Попробовал завестись. И болид, пусть и через пару покашливаний, завелся.
У меня, правда, уже был разработанный план на случай фиаско. Включая ночевку болида до четверга, когда температуры должны подрасти до адекватных значений. Так же у меня уже были телефоны разных бригад. Одна специализируется на отогреве грузовиков на трассе. С болидом попроще справиться легче. Вторая – на эвакуации из труднодоступных помещений. Они грузят болид на специальный поддон-тележку и буквально руками его выталкивают на свет божий, где уже грузят на нормальный эвакуатор. Да, я тот самый душный тип, который старается предусмотреть все варианты.
Но ничего из этого не потребовалось. Тому было ряд причин (помимо банального везения, без него никуда).
Во-первых, так получилось, что ТО у меня проходит в ноябре, аккурат под начало зимы. Как следствие – масло, жидкости, фильтры, все новое. Во-вторых, я поставил машину, наверное, в самом теплом месте открытого, но крытого паркинга – у входа в лифты. Соответственно, он не стоял на сквозняке, до ближайшего проема – несколько рядов других машин. Думаю, это сыграло не последнюю роль.
Наконец, проштудировав тонны форумов и статей, а также одолев инструкцию к автомобилю (да да, ту, которую никто не читает), выяснил, что у кнопки пуска двигателя (да, болид не с ключом, а с кнопкой, так что никаких вам «покрути стартером) есть ряд примечательных функций. Включая ту, которая, возможно, и поспособствовала успешному холодному пуску в лютый мороз.
Дело в том, что автомобили современные (по крайней мере иномарки) умеют самостоятельно готовиться к движению. Ну, например, есть такая прикольная вещь у авто с дизелем как прогрев свечей. На старых моделях их прогрев надо было активировать самостоятельно. Сегодня это делает электроника.
Как известно, заводить авто с кнопки надо выжимая педаль тормоза. Типа предохранитель, чтобы ты машину заведя не поехал куда-то сразу – тормоз же выжат.
А вот если тормоз не нажат, то кнопкой сначала включается некоторая периферия типа радио, а потом – второе нажатие без нажатия на тормоз – диагностика и подготовка к запуску. Прокачивается топливо, прогревается аккумулятор. Пишут про 5-6 секунд, но у меня просто на экране идет небольшая заставка, после чего зажигаются все лампочки. У свояка на более новом болиде, но с той же системой, и вовсе пишут на экране – «диагностика автомобиля». В общем, после этого шаманства уже выжал тормоз и еще раз нажал на кнопку старта. И все завелось.
Про путь домой писать уже не буду. Но это, конечно, то еще приключение. Шины промерзшие, трасса ледяная, едешь как на летней резине по льду, сам болид весь скрипит и кряхтит. Но к концу пути уже прогрелся.
В общем, стоит теперь под окном, мерзнет, медленно покрываясь инеем. Завтра поеду его отогревать в какой-нибудь ТЦ.