Что мы обычно представляем, когда слышим "политика в фэнтези"? Что-то из разряда "король возвращается, занимает принадлежащий ему по праву трон, и почти разрушенная страна возрождается и идёт в золотой век". Или "герои борются за спасение мира с Великим Злом". Последнее, как правило, связано с какой-то одной страной и её формой правления (авторитарной и деспотичной, конечно же).
Можно накидать ещё десятки вариантов, но чаще всего смысл сведётся к противостоянию хороших рас, государств и героев и, соответственно, плохих народов, героев и стран.
Тем и ценны для меня книги вроде саги А. Сапковского о ведьмаке Геральте: нет топорно сделанных декораций, герои действуют в сложных обстоятельствах, которые... ну, очень напоминают наш обычный и привычный мир реалистично выписаны.
Где форма правления справедливее: в Темерии или Редании? А, может быть, в Нильфгаардской империи? Где власти предержащие не отвратительны, чиновники не продажны, а военные гуманны к мирным обывателям? Вопросы риторические...
Конечно, темы спасения мира и обращение к артурианскому циклу (основа западного фэнтези, по мнению самого Сапковского) в "Ведьмаке" есть, но решаются строго в пародийном ключе. Особенно набившее оскомину спасение мира.
Этим спасением здесь заняты очень несимпатичные персонажи. Настолько несимпатичные, что часто ловишь себя на мысли: а сто́ит ли вообще спасать мир, где правят балом и принимают решения вот эти? В то время как герои, которые вызывают сильную читательскую эмпатию, как правило, ничего глобального спасать не стремятся — лишь защитить и уберечь своих близких.
Посмотрим же, как герои саги смотрят на устройство того общества, в котором живут, проявляются, борются за счастье.
Геральт и другие ведьмаки подчёркнуто аполитичны. Герой не раз ссылается на то, что ведьмачий кодекс запрещает ему вмешиваться в разборки между людьми или представителями других разумных рас, неважно — крупного или мелкого масштаба будут эти разборки. Правда, один раз он проговаривается, что никакого кодекса ведьмаков не существует и он сам придумал для себя правила, которым и старается следовать...
Что же скрывается за знаменитой аполитичностью Геральта и нейтралитетом, которого он старается (чаще всего безуспешно) придерживаться в конфликтах между разумными существами?
Как по мне, главный герой Сапковского, во-первых, не первый год живёт на свете. И живёт не на одном насиженном месте, а постоянно пребывает в состоянии пути, поиска, встреч, сложных заданий и борьбы. Тут поневоле станешь обращать внимание на устройство мира и задумываться, так ли уж всё в этом мире нормально?
Во-вторых, специфика профессии обязывает быть наблюдательным и делать выводы, иногда очень быстро. В-третьих, в человеческом сообществе ведьмак не считает себя своим парнем, да и люди его таковым не считают. Это тоже даёт возможность смотреть на происходящее несколько отстранённо.
В книге "Меч предназначения" есть сцена, когда Геральт подъезжает к реке Яруге, чтобы переправиться на другой берег, и видит грандиозную всеобщую панику, дичайшую давку возле паромов. Углядев в толчее своего друга, трубадура Лютика, ведьмак, давно не бывавший в этих краях, расспрашивает его. Надо же выяснить, что происходит. Насмерть перепуганный Лютик сбивчиво рассказывает: жуткая война с Нильфгаардом, небывалая в истории, степень жестокости со стороны нильфов зашкаливает. Но Геральта всё это трогает мало:
Для Геральта все эти бессмысленные спектакли, игры корольков и их дипломатов, плавно перетекающие в кровавые сражения, не сто́ят того, чтобы в них вовлекаться, даже эмоционально. Правда, последнее перестаёт ему удаваться, после того как он принимает на себя ответственность за Цири.
Сидя в своей полуразрушенной (вообще-то с лёгкой руки влиятельных и играющих в политику чародеев) цитадели Каэр Морхен, ведьмаки интересоваться геополитикой не хотят. Что, в свою очередь, очень раздражает Трисс Меригольд, чародейку, приехавшую в крепость по просьбе Геральта. Трисс вместе с другими чародеями участвовала в битве с армиями империи Нильфгаард под Содденом, была тяжело ранена, её даже сочли погибшей и успели высечь её имя на обелиске.
После пережитого чародейка всю свою энергию направляет на то, чтобы способствовать ослаблению Нильфгаарда и не допустить очередной войны. Трисс верно служит Фольтесту, королю Темерии, является членом его Совета. Когда самые влиятельные чародейки решают создать Ложу для контроля за ситуацией в мире, Трисс также входит туда и стремится исполнять всё, что от неё требуется.
К чему же приводит автор героиню с такой осознанной политической позицией? — К тому, что она вынуждена отказаться от помощи Геральту и Цири, едва ли не самым близким в своей жизни людям. Трисс дико страдает, но не может пойти против Ложи Чародеек:
А ещё она теряет дружбу Йеннифэр, своей лучшей подруги, которая теперь начинает презирать Трисс. В типичный бабский конфликт на почве любви к одному мужчине размолвка Йеннифэр и Трисс точно не укладывается.
Йеннифэр не может простить подруге попытку солгать ей и — тем более — молчаливое согласие пожертвовать Геральтом и готовность передать судьбу Цири Ложе Чародеек. Могущественные волшебницы, дескать, лучше знают и заботятся о спасении мира и благополучии магии. Своенравная и свободолюбивая, Йеннифэр заботится лишь о тех, кто ей дорог, а Ложу Чародеек насмешливо именует "интернациональной бабской республикой".
Раз уж речь зашла о Ложе Чародеек, нужно сказать и о первом появлении на страницах саги её будущей основательницы, могущественной чародейки и талантливого политического деятеля Филиппы Эйльхарт. В книге "Кровь эльфов" Филиппа впервые встречается с Геральтом, сообщает ему о чудесных способностях его воспитанницы Цири, о том, что Сила девочки чрезвычайно опасна.
А заодно Филиппа берёт след охотящегося за Цири Риенса, искусно допросив его подельника знахаря Мырмана. Тут же вызывает Риенса, только он появляется не один, а вместе с кортежем наёмных убийц, в результате чего Геральту опять приходится защищать себя и спутников, сражаться, убивать... А Филиппа даёт Риенсу возможность уйти. В последовавшей за тем перепалке Геральта с чародейкой в полной мере раскрываются позиции обоих:
Филиппа ясно даёт понять, что оставаться нейтральным ведьмаку больше не удастся, придётся делать выбор. Для меня эта страшная и незаурядная женщина является живым олицетворением известного принципа "Ты можешь не интересоваться политикой, но политика всегда интересуется тобой".
Но Геральт свой выбор сделал и озвучил: он не позволит никому на свете использовать Цири в своих интересах, впутывать девочку в грязные политические игры.
В книге "Кровь эльфов" мы встречаем ещё одного интересного персонажа — краснолюда Ярпена Зигрина, старого знакомого Геральта. Точнее, путешествующие в Элландер Геральд, Трисс и Цири встречают в лесах королевский обоз, который охраняет отряд краснолюдов под руководством Ярпена. В пути Трисс тяжело заболела, и Геральт просит краснолюда замолвить за них словечко, чтобы больной чародейке разрешили ехать в повозке.
Комиссар Венцк не против, он только намекает, что в лесах действуют эльфийские банды и было бы хорошо, если бы ведьмак временно сделался наёмником для охраны ценного груза и людей. Ответ Геральта вежлив, но категоричен:
Этот ответ и последующее объяснение с Ярпеном приводят к размолвке между двумя приятелями. Геральт далёк от того, чтобы осуждать краснолюда, который служит королю, тогда как многие его соплеменники вместе с "белками" борются за свободу от человеческого правления. Он лишь предупреждает Ярпена: "Тех, что сидят верхом на заборе, ненавидят обе стороны". Зигрина это очень задевает: он не считает себя "верхом на заборе" — он чётко придерживается одной стороны. Но для этой стороны краснолюд навек останется чужим, а для многих своих собратьев станет предателем.
Показательно, что Ярпен сам прекрасно понимает всю сложность своего положения, однако у него своя правда. Лозунгам о свободе, которые выкрикивают восставшие, краснолюд не верит, считает их подстрекательствами врагов из Нильфгаарда. А людям служит, чтобы доказать, что две их расы могут жить вместе и в общем-то мало чем отличаются друг от друга.
В конце главы после боя с отрядом "белок" и многочисленных потерь с обеих сторон выясняется, что под "ценным грузом", который нужно было непременно доставить королю, скрывались обычные булыжники. Такая своеобразная проверка на верность и честность краснолюдского отряда. Только что потерявший одного из приятелей Ярпен в исступлении кричит людям: "Что вы сделали с нами? Что вы сделали из нас?"
Недолгое путешествие с королевским обозом и знакомство с Ярпеном очень взволновали Цири. Девочка никак не может понять, что же всё-таки означает "быть нейтральным". Разве не для того существуют ведьмаки, чтобы бороться со злом и защищать людей?
Цири пристаёт к Геральту с просьбами объяснить, на чьей же они стороне. Ведьмак пытается донести до неё мысль, что "не надо делить обитателей нашего мира на друзей и врагов". Геральт приводит её в Шаэрраведд, древнюю, давно разрушенную эльфийскую цитадель. Рассказывает историю о борьбе эльфов за свободу, о падении крепости и... о чудесных розах, что растут здесь круглый год. Нельзя допускать, чтобы молодые эльфы или краснолюды продолжали бессмысленно погибать.
Но нельзя и сохранять нейтралитет, когда на тебя и твоих близких нападают. Защищая своих спутников, Геральт и в этот раз вынимает меч из ножен.
Анджей Сапковский проработал свою вселенную подчас до мельчайших деталей. Нередко нужное настроение или атмосферу создают совершенно эпизодические (я бы назвала их "одноразовые") персонажи. Или даже выдержки из сочинений персонажа, который давным давно отошёл в мир иной и не является современником героев. Например, Никодемус де Боот, философ и первый ректор Оксенфуртской академии — многие главы предваряются цитатами из его книг:
А чтобы завершить разговор на более-менее оптимистической ноте, вспомним другого пишущего персонажа — друга Геральта, поэта и трубадура Лютика. Во время похода на выручку Цири он снизошёл "до смиренной прозы" — так родилось сочинение "Полвека поэзии". Те же ощущения, что не покидают Геральта и других героев саги, Лютик выражает в более лёгкой форме. Но смысл тот же:
Есть ли у вас во вселенной "Ведьмака" герой, чьи взгляды и поведение в непростых обстоятельствах, вам близки? Поделитесь в комментариях, ведь тема огромная!