Базовые потребности – это то, что нужно каждому из нас и желательно в детстве, когда мы формируемся как личность. Дж. Янг считал, что если эти потребности удовлетворены, то детство ребенка достаточно хорошее. А дефицит даже одной из них в дальнейшем приведет к проблемам во взрослом возрасте. Какие же потребности выделил Дж.Янг с коллегами:
1. Надежная привязанность к другим людям. Эту потребность выделяют многие психологи в своих концепциях личности. В нее входит ощущение постоянства, стабильности, предсказуемости, безопасности, а также чувства принятия и заботы. Так как ребенок зависим от родителей с первых дней, то и потребность эта самая ранняя и наиболее острая. Ведь, если крик ребенка будет игнорироваться, то это значит, что мама не слышит и ситуация небезопасна. Если угроза исходит от тех, кто должен любить, беречь и оберегать, то у человека формируется постоянное ощущение опасности, ожидание угрозы, уязвимости, отвержения. Также для формирования привязанности нужны любовь, внимание и сопереживание. Именно они создают прочную связь с другими. Иногда, проблемы с эмоциональной связью могут быть незаметны. Например, у вас много друзей, есть семья, но внутри как будто стена, которая отделяет от остальных. Отсюда появляется чувство отстранённости, которое проникает во все сферы.
2. Самостоятельность\ независимость, компетентность и чувство самоидентичности. Быть самостоятельным это значит брать ответственность за себя и принимать последствия своих решений и действий. Это также про то, что вы опираетесь на себя, а не на мнение окружающих. Если с детства в вас воспитывали самостоятельность, то вам было легче жить независимо от родителей, принимать решения и действовать. Если же вас слишком сильно оберегали и много опекали, то во взрослом возрасте сложнее опираться на себя. Тоже самое происходит (хоть и крайне редко), когда родители совсем не занимались ребенком. Как правило, здесь появляется чувство собственной некомпетентности, слабости, нет чувства отдельности собственной личности. Во взрослом возрасте таким людям труднее ставить цели и достигать их, они не овладевают нужными навыками и даже имея собственную семью, чувствуют себя детьми.
3. Свобода выражения своих потребностей и эмоций. Разрешение испытывать злость и раздражение, действовать спонтанно без давления и постоянных запретов. Удовлетворение этой потребности позволяет ребенку научиться распознавать свои желания, принять, что они важны и их можно реализовать. Бывает и так, что желания и потребности родителя идут на первом месте, тогда ребенок учится подстраиваться под других, не учитывая свои желания. Также вырастая человек испытывает скованность и ослабление эмоций, то есть некоторое безразличие. Ему важны чувства других, значит, в своих потребность отпадает. Отсюда может возникать ощущение пустоты, даже если формально всё хорошо. Удовлетворяя потребности других людей, человек поддерживает привязанность, получает одобрение или избегает наказания.
4. Спонтанность и игра. Да, потребность в игре — это тоже базовая потребность человека. Каждому ребенку необходимо играть, баловаться, дурачиться и делать это свободно и в удовольствие. Если в семье такое поведение ребенка не поощрялось, то вырастая он не умеет получать удовольствия от жизни, не умеет играть, не интересуется творчеством или физической активностью (спортом, спортивными играми). У него есть жесткие стандарты и он старается их соблюдать. А проявление спонтанности и игры ему кажется просто ребячеством.
5. Реалистичные границы и самоконтроль. Это потребность выражается в том, что человек четко понимает свои права и ограничения и также четко понимает, что эти права и ограничения есть у других. Если же с детства ребенка ставили на пьедестал и ни в чем не ограничивали, то у него формируется ощущение собственной избранности и уникальности. Тогда он винит во всех проблемах окружающих, считает, что только он прав и знает, как лучше. Люди с проблемами в этой сфере не приходят к психологу, так как считают, что с ними всё в порядке, это у окружающих «не все дома». Другой вариант проблем в этой сфере связан с тем, что родители много и часто критиковали ребенка и позже, чтобы компенсировать чувство собственной незначимости, развилось чувство избранности и важности. Тогда человек будет ставить себя выше, а других унижать и критиковать (может и не на словах, а в своих мыслях).
Неудовлетворение потребностей ведет к формированию способов совладания. То есть человек подстраивается под это. Как правило, это сильно влияет на ощущение удовольствия от жизни, близкие взаимоотношения, понимание себя, своих чувств и потребностей. Самое главное, что это можно изменить и для этого не надо изобретать машину времени и отправляться в прошлое. Сейчас достаточно литературы по саморазвитию, статей, а также психологов - проводников в этом не простом процессе изменения. Не стесняйтесь и обращайтесь к специалисту, если чувствуете в этом потребность.