Этот фильм Йоргоса Лантимоса (Yorgos Lanthimos) стал фаворитом Венецианского кинофестиваля (80th Venice International Film Festival), где состоялась его премьера 1 сентября 2023 года. Там он получил высшую награду, Золотого Льва.
На церемонии вручения Золотых Глобусов-2024 (81st Golden Globe Awards) он опередил коммерчески успешный проект Греты Гервиг “Барби” в категории “Лучший мюзикл/комедия” (причём в обоих фильмах звучит одна и та же тема – феминизм); Эмма Стоун (Emma Stone) получила свой второй Глобус за главную роль (первый был за Мию Долан в мюзикле “Ла-Ла-Ленд” 2016 года).
Я от этого фильма ничего не ждала и его самого не ждала (как это было с “Убийцей” Д. Финчера, “Маэстро” Б. Купера и “Феррари” М. Манна), но всё же – любопытство – мне было интересно его посмотреть, чтобы знать, о чём он, и сложить своё мнение.
В итоге на фоне успеха фильма в Венеции и на церемонии “Золотой Глобус” я согласна – это заслуженные награды. Но, если просмотреть на данный момент полный список его участия в фестивалях и церемониях, то успех проекта Йоргоса Лантимоса вполне умеренный, в основном лидирует художник по костюмам Холли Уоддингтон (Holly Waddington). Любопытно, что покажет Critics' Choice Movie Awards 14 января – здесь у стимпанк-комедии “Бедные-несчастные” 13 номинаций.
Это однозначно смелый фильм, действие которого начинается в викторианской Англии, но в нём нет что называется “глухих застёжек” (ни в костюмах, ни в высказываниях, ни в демонстрации тела – и в последнем элементе ярко отображается черта греческой киноволны). Этот фильм смел – в смысле отчаянный и отважный – в повествовании и в отрицании лишней одежды – главная героиня Белла Бакстер с лёгкостью сбрасывает с себя любой предмет одежды и изрекает свои мысли, чтобы точнее донести то, что она думает, даже если, как ей кажется, ей не достаёт жизненного опыта.
Сюжет
Беременная Виктория Блессингтон (Эмма Стоун) попыталась покончить с собой, бросившись с моста в реку. Но ей не суждено было покинуть этот мир, потому что учёный хирург Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) по прозвищу Бог спас её.
В ней ещё теплилась искра жизни, электрический заряд помог запустить организм снова, и доктор Бакстер пересадил мозг её младенца ей самой. Так появилась Белла Бакстер.
Доктор Бакстер пригласил Макса МакКенделса (Рами Юссеф), студента-медика, который написал статью с интересными идеями, которые дали Бакстеру основание полагать, что студент сможет стать хорошим помощником в его эксперименте – вести чёткие наблюдения за развитием Беллы.
Мысли после просмотра
В стимпанк-комедии “Бедные-несчастные” поднимаются темы феминизма, второго шанса, взросления и обретения осознанности. Это сделано с оттенком хулиганства, что придаёт лёгкости, но не лишает глубины. И, как я отметила выше “греческую волну”, в повествование включены её элементы: эстетика абсурда, телесность (отражается и в демонстрации голого тела, и том, что доктор Бакстер ставит эксперименты не только на людях, и в подборе цвета тканей для одежды), зоологичность, перфомансы (экстравагантные проявления эмоций), сильная драматургия (изложение идеи свободного человека, но сводящаяся к тому, что всё равно кто-то будет сильнее и проворнее).
Кстати, Уиллем Дефо уже имел опыт работы с режиссёром греческого происхождения – в 2022 году вышел триллер “Внутри” Василиса Кацуписа (Vasilis Katsoupis), в котором как раз ярко иллюстрировались черты “греческой волны”. Но основоположник её – Йоргос Лантимос – работает с ними как ни странно виртуознее.
Тема обретения осознанности в “Бедных-несчастных” перекочевала из культового уже “Клыка” (2009, Kynodontas). В “Клыке” родители не отпускали своих детей “на волю”, они обманывали их, что у них должен выпасть клык, прежде чем они получат право на выход за пределы дома. Одна из дочерей догадалась, что клык можно выбить самой, то есть свобода добывается своими руками, а не устанавливается другими людьми. Так и в новой истории героиня Лантимоса* сама стала устанавливать правила и отстаивать права.
*я не читала роман Аласдера Грея (Alasdair Gray), потому оцениваю исключительно фильм, как отдельное произведение.
Сила сценария в том, что в нём очень логично развивается история, цепляя один элемент за другим. Взрослой женщине пересажен мозг младенца, от чего она превращается в “чистый лист” – учится ходить, говорить, принимать пищу, общаться. Титры даже оформлены как атласное одеяло со строчкой, словно это внутренняя сторона колыбельки, чтобы передать самые первые дни жизни младенца. Поддерживаются эти самые первые дни чёрно-белой съёмкой, когда Белла ходит в панталонах и платьях, похожих на кукольные. Она сидит за роялем и клацает по клавишам и руками, и ступнями. Её мир в первое время состоит из одного значимого взрослого – Бога – он для неё составляет пока достаточное наполнение. Потом появляется новый человек – Макс, с ним происходит первое общение извне, так мир расширяется, впуская новые элементы, раздражая развивающийся ум и толкая тело на изучение неизведанного. И так далее. Обычный путь развития, но с нотой абсурда – ум и тело не синхронизированы.
Виктория получила уникальный шанс переродиться в Беллу и начать путь героя заново, забыть прошлое и с чистым разумом изучить жизнь снова – попробовать устрицы, паштейш, шампанское, услышать фаду, ощутить возбуждение и начать “работать над своим счастьем”, и, что самое главное, выстроить границы дозволенного для себя, озвучить свои желания, заявить о правах и в итоге найти дело жизни (в её случае – стать врачом). Но опять же на фоне удовольствий и личностного роста невозможно обойти стороной неприглядные стороны жизни – путешествуя по миру (из Англии в Лиссабон – в Александрию – в Париж – и обратно в Лондон), она за пределами зоны комфорта вместо весёлого приключения получила “сахар и насилие”. Оказалось, что, если съесть слишком много пирожных, станет дурно, а люди не всегда милы и радушны.
Хотя она и стала для Бакстера удачным экспериментом, существом со свободной волей, как он её назвал, (здорово, что для убедительности введена ещё одна девушка, которой пересадили развивающийся мозг, что углубило историю, показав уникальность каждого отдельно взятого организма/человека), он всё же хотел её ограничить. Его дом в определённый момент стал для неё клеткой, но внешний мир был полон опасностей, по убеждению доктора Бакстера. Тут он поступал как родители из “Клыка”, удерживавшие своих детей в пределах дома и выдумывавших небылицы про реальный мир. Они не давали детям возможности самим делать выводы о мире и наращивать толщину кожи, лишь навязывая свои мысли. Но доктор Бакстер основывался на своём опыте, его отец был очень жесток с ним самим, и он не хотел, чтобы мир обошёлся жестоко с Беллой.
В отличие от детей в “Клыке”, Белла намного быстрее заявила о своих правах, не желая умещаться в рамки. Она, ещё не зная, что такое шахматы и банан, уже знала значение понятия “эмпирический” и принцип построения переговоров “да, но…”.
Когда доктор Бакстер хотел свести Беллу с Максом МакКенделсом, потому что увидел между ними любовь, якобы они смотрят друг на друга так, как смотрят люди, влюбляясь, Белла, открывшая в себе к этому моменту чувственную сторону, не стала отклонять предложения, но для начала решила набраться опыта.
Появился наглый смазливый вероломный Дункан Уэддерберн (в исполнении Марка Руффало). Он был покорён красотой и непосредственностью Беллы, он вознамерился сделать её ещё одним трофеем в своей коллекции женщин, с кем он проводит не более двух месяцев, прежде чем бросить. Но он не знал, что Белла лишена предрассудков, рамок и норм приличия. Благодаря чистому разуму, целительному незнанию правил приличного общества, она вела себя естественно, чем полностью обескуражила Уэддеберна. Когда я смотрела на Беллу, искренне наслаждающуюся получением нового опыта, то думала, что это недостижимый идеал, потому что сложно переубедить себя расслабиться перед страхом осуждения, чего как раз достигла она. Но, если вдуматься, общество само от себя так устало, что может судить по инерции, тогда стоит ли отказывать себе в удовольствии. Это интересная идея, вытянутая из просмотра, она мне понравилась больше всего.
Так Белла Бакстер, сама того не ведая, воспела оду феминизму, давая отпор мужчинам и презрев их мнение. Доктор Годвин Бакстер, которого она называла Богом, фактически создал её (в его имени есть созвучие с Гудвином из Изумрудного города, кто изготовил для Страшилы мозги, но всё же больше в нём от Виктора Франкенштейна, одержимого оживлением мёртвой материи). Тем не менее она не привязалась к нему чувством благодарности (ты меня создал – я тебя не брошу), чем ограничила бы себя. Она также не превратилась в беспомощную спутницу, которая тенью следует за мужчиной, который оценил её красоту – наоборот, она использовала Дункана как источник получения удовольствия, как возможность отправиться в путешествие и узнать вкус настоящих приключений, как отсрочку перед браком с Максом МакКенделсом, назначенным ей Богом. Но и с ним она наладила практичные отношения.
Белла отправилась в путешествие (и в прямом смысле, и в философском) с Дунканом, он показал ей мир за пределами дома Бога, он занимался с ней сексом, он поил её шампанским и, восхитившись её свободолюбием и раскрепощённостью, понял, что хочет приковать её к себе. Но в ответ получил то, что не было ему ранее знакомо – отказ, отрицание его неотразимости. Она разбила устоявшуюся формулу: “Ты такая красивая, что тебя так и хочется терзать”. Белла оказалась не только красивой, но самодостаточной и свободной. Он посоветовал ей не влюбляться в него, и сам попался в ловушку.
***
В обществе нужно соблюдать приличия, из-за чего во многом себе следует отказывать, буквально трёх реплик достаточно, чтобы слыть вежливым и удобоваримым, то есть не стоит говорить лишнего, иначе "вежливое общество вас сотрёт". Чтобы сохранять спокойствие и быть расслабленным, нужно быть Беллой Бакстер – обладать чистым сознанием младенца, позволять своим желаниям выходить и получать от них удовольствие, работать над своим счастьем без стеснения.
Наряды в фильме
Художник по костюмам Холли Уоддингтон (Holly Waddington) характеризует стиль главной героини: “Это похоже на то, как пятилетний ребёнок наряжается в одежду из гардероба своей матери”. В целом он сложный и вычурный.
Наряды поддерживают эстетику абсурда и животного мира. Можно заметить, что опыты доктора Бакстера выходят далеко за работу с человеческим телом, в его доме бегают биологические гибриды: бульдог+голубь, гусь+кот, поросёнок+курица. В костюмах Беллы прослеживаются элементы животного мира: турнюр с хвостом лобстера, который она носит как верхнюю одежду, топы с рукавами leg-of-mutton (широкие у плеча, узкие у запястья), накидка словно оперение птицы, платье, напоминающее полностью тело лобстера, а не только один его хвост, и маленькие белые сапожки, которые носит Белла и взятые из коллекции André Courrèges 1960х, напоминающие изящные копытца.
Когда Белла и Дункан прибыли в Лиссабон, она одно утро проводит в одиночестве. В это утро она одета в блейзер и шёлковые трусики. Выбирая, как именно нарядить главную героиню в этой сцене, художник по костюмам рассказала, что представила своих детей. “У них есть своего рода врождённое желание быть голыми”, объяснила она, добавив, что, как их не наряжай, они, хочешь того или нет, окажутся в одних трусах. Также она использовала лёгкие ткани, подчёркивающие юность главной героини, и непослушные текстуры (смесь шёлка и льна), чтобы подчеркнуть её натуру.
В целом, разрабатывая стиль нарядов, художник соединяла разные элементы. Во всех костюмах соединены викторианский дизайн и отсылки к космической эре 1960-х, плюс работы художников Отто Дикса, Эгона Шиле, Джорджии О'Кифф и Джона Сингера Сарджента служили источником вдохновения.
Костюмы, разработанные Холли Уоддингтон для “Бедных-несчастных”, попали на выставку в музее ASU FIDM в Лос-Анджелесе, организованной Searchlight Pictures. Куратор выставки сказал об экспонатах: “Каждый костюм сам по себе является персонажем, который отражает обстоятельства, в которые погружается персонаж истории, и тонко раскрывает зрителям исполняемый актёром образ. На выставке можно изучить наряды в деталях, которые теряются на экране, увидеть своими глазами настоящие цвета тканей и узоры”.