10. Ронни Джеймс Дио (Rainbow, Black Sabbath, Dio)
Понимаю, что многие меня сейчас закидают тапками за Дио на десятом месте. Он, безусловно, обладает выдающимися вокальными данными, однако, как по мне, уступает певцам, занявшим сегодня места повыше.
Очень пробивной и сильный голос, отличающийся, во-первых, своими природными тембральными окрасками и обертонами, а во-вторых, своим драйвом. Буквально каждая нота, спетая Дио, будет очень филигранно и грамотно расщепленной, что придает его голосу невероятную энергетику.
Дио виртуозно использует резонаторы – грудной и головной, – создавая мощное, но при этом невероятно легкое и свободное звучание. Секрет этой легкости кроется, скорее всего, в особой технике дыхания. В отличие от многих рокеров, которые нагружают гортань, Дио дышит полной диафрагмой, минимизируя давление на связки. Это позволяет ему петь с невероятной энергией, избегая при этом хрипоты и травмирования голосового аппарата. Стоит отметить также чистоту интонации Дио и его способность контролировать широкий диапазон. Он с легкостью переходил от низких, густых нот к высоким, пронзительным, сохраняя при этом характерную для него теплоту и выразительность
9. Клаус Майне (Scorpions)
Отличительными чертами Клауса, в первую очередь, являются его потрясающим лирический тенор и пение в нос (тванг). Я не большой фанат этой техники, но в исполнении Майне это звучит великолепно и пронизывающе. Также в технике часто присутствуют субтон и расщепление.
У Клауса просто невероятные живые выступления. На лайвах певец повторял песни в точности так же, как они были спеты вживую. Особенно хочу подчеркнуть выходы на предельные ноты, которые он поет очень металлично (это музыкальный термин такой) и глянцево.
Клаус Майне - идеальный вокалист для Scorpions, который в полной мере отображает суть их музыки, всегда оточенной до мелочей. Мне он очень нравится, но чего-то в нем, как мне кажется, не хватает. Возможно, мне не нравится его однообразность и одинаковое исполнение практически всех песен. Но это мое личное мнение, с которым Вы можете не согласиться. Безусловно, песни Scorpions различаются по настроению, и настроение голоса Майне в каждой песне тоже меняется, но не его техника. Тем не менее, он абсолютно заслуженно занимает место в сегодняшнем топе. Двигаемся дальше!
8. Ян Гиллан (Deep Purple)
Ян Гиллан - вокалист, обладающий отличным техническим мастерством. Он владеет различными вокальными приемами, такими как скриминг, вибрато, фальцет и многие другие. Умело использует свой голос, чтобы создавать различные эффекты и добавлять глубину и насыщенность в свои исполнения. А его пронизывающие верхние ноты - это просто фантастика.
Вокал Яна Гиллана действительно является одним из наиболее выдающихся и впечатляющих в мире рок-музыки. Его широкий диапазон (3 октавы), выразительность, техническое мастерство, энергия и уникальный стиль делают его одним из самых значимых и влиятельных вокалистов своего поколения. Одна из отличительных особенностей вокалиста - в голосе ощущается сильное влияние блюза. Блюзовые корни Гиллана отчетливо слышны в его фразировке и интонациях, обогащая его вокал характерными мелизмами и опеваниями.
7. Дэвид Байрон (Urian Heep)
Дэвид Байрон обладал поистине впечатляющим диапазоном – от ми малой октавы до си-бемоль третьей октавы. Это позволяло ему свободно перемещаться от низких, бархатных тонов к высоким, пронзительным нотам, создавая динамику и драматизм в исполнении. Байрон часто использовал бэлтинг – технику пения, при которой звук резонирует в грудной клетке и голове, создавая мощный, насыщенный звук. Ему характерны и микстовая подача (смешанное голосообразование, при котором голос звучит на всем своем диапазоне ровно, без регистровых переходов), мягкая атака звука и абсолютно всегда - очень чувственная и эмоциональная подача. Даже вне рамок Uriah Heep его голос узнаваем благодаря уникальной манере исполнения и звукоизвлечения.
6. Дэвид Ковердейл (Whitesnake, Deep Purple)
И наконец-то в нашем топе баритон! Очень глубокий, бархатный. Данное звукоизвлечение достигается за счет толстого смыкания голосовых складок. А благодаря отличному владению смешиванием резонаций Дэвид создаёт "фирменный" рокерский микст 80-х, позволяющий ему забираться очень высоко для баритона. Ковердейл мастерски владеет различными вокальными техниками, включая вибрато, мелизмы и блюзовые бенды. Он способен придавать своему голосу разные оттенки и создавать уникальные звуковые эффекты.
Помимо привычных набора техник для рок-тенора, Дэвид активно использует искаженное звучание, глиссандо, дисторшн, флипс и другие. Ну а вокальные партии в "Here I Go Again", "Still If The Night", "Don't Break My Heart Again" - это что-то нереальное. Диапазон голоса впечатляющий - 3,5 октавы.
5. Стив Перри (Journey)
Одна из фирменных техник Стива Перри — использование большого количества вибратто. Буквально каждый звук проходит у него через легкие изменения высоты тона, что делает звучание Перри узнаваемым. Еще хочу заметить, что певец обладает потрясающим чувством времени и фразировки. Это не просто хорошая ритмика, в его вокальных партиях есть грамотное разделение линий на фразы, распределение звука, дыхания и динамики на всю фразу, грамотное окончание фраз, а не пустое обрывание, как это делают большинство рок-вокалистов.
Исполнение Перри отличается некой строгостью и "правильностью": все четко, понятно, грамотно, технично. Его диапазон простирается от "фа" большой октавы до "до" третьей октавы, затрагивая тесситуры баса, баритона, и, конечно же, тенора, который является природным для Стива Перри, а некоторые партии и взятые Перри верхние предельные ноты, и вовсе граничат с контратеноровой тесситурой.
Многие критики положительно отзывались о голосе этого певца. Грег Прато из AllMusic написал: "Если бы только один певец мог быть выбран как наиболее узнаваемый в роке 80-х, то это был бы Стив Перри из Journey". Рэнди Джексон описал голос Перри как "золотой голос", добавив, что, кроме Роберта Планта, "нет певца в роке, который хотя бы приблизился к Стиву Перри. Сила, диапазон, тон — он создал свой собственный стиль. Он смешал немного Motown, немного Everly Brothers, немного Zeppelin". Гитарист Journey Нил Шон сравнил способности Перри с способностями Ареты Франклин и согласился с утверждением вокалиста Fozzy Криса Джерико о том, что Перри "может быть величайшим певцом всех времён".
4. Эксл Роуз (Guns n' Roses)
Роуз - очень неоднозначный вокалист. Кто-то считает его уникальным певцом с невероятными вокальными данными, а кто-то - пустым и совершенно не умеющим владеть своим голосом выскочкой.
Начнем, конечно же, с диапазона голоса Эксла. Самого большого диапазона в истории музыки - почти 6 октав! (Согласно статьям музыкальных критиков из Allmusic: от ми большой октавы до ре# пятой, однако начиная с си бемоля четвертой октавы Эксл Роуз использует не грудной звук, и даже не фальцет, а свистковое звучание, но давайте зачтем ему это, тем более, в мире очень немного вокалистов, у кого есть свистковый регистр). При чем это не тот диапазон, по типу "прошептать какую-то низкую ноту, и пропищать высокую ноту", это действительно рабочий диапазон, прекрасно выдерживающий множество различных тесситур. Он уверенно и плотно может звучать внизу, в малой и даже большой октаве (все-таки от природы он баритон, не смотря на то, что чаще поет в теноровых тесситурах). И при этом он просто невероятно звучит наверху, исполняя песни грудным звуком даже в третьей октаве, а это уже тесситуры тенора-альтино или высокого женского сопрано. А его миксты, энергетика и пластичность голоса, расщепление, выходы на верхние предельные ноты четвертой, и даже пятой октавы (такой даже на фортепиано нет) - это что-то крышесносное. Vocal Range Эксла можете посмотреть здесь:
Владение голосом отличное. Он прекрасно переключается с разных регистров и выполняет сложные переходы, линии и скачки в песнях. Чего стоят только его вокальные линии в "There Was A Time", "This I Love", "Chinese Democracy" и других. И еще хотелось бы отметить его чувственность исполнения лирических баллад.
Но есть у Эксла и один огромный минус, который не позволил ему подняться в тройку лидеров нашего топа. В живых записях он часто просто не попадает в ноты. В голосе, как по мне, часто присутствуют какие-то неуместные вибратто и расщепления, что лично меня немножко напрягает. Звук от этого местами кажется весьма плоским, тонким, прозрачным, неустойчивым. И самое странное: его микро-фальшь звучит очень интересно, она не напрягает во время прослушивания, а сливается с его тембром и выдает какое-то особое звукоизвлечение. Да, такое иногда в вокале бывает, когда люди "красиво фальшивят". Тем не менее, с технической точки зрения это огромный минус.
Но, тем не менее, в его вокальной технике есть множество аспектов, делающих его поистине уникальным певцом. Поэтому я думаю, он достойно занимает это место в сегодняшнем рейтинге.
3. Джефф Бакли
Кстати, если Вы никогда не слышали о таком музыканте, или хотели бы узнать о его творчестве чуть подробнее, можете прочитать мою статью на канале:
Джефф обладал нежным, полетным и очень приятным лирическим тенором. Я не очень люблю природные лирические тенора, они для меня весьма пресные и смазливые, но нежность, искренность и чувственность голоса Бакли пробирает до глубины души.
Диапазон голоса - почти 5 октав. Ловкий и ярко окрашенный голос Джеффа был способен исполнять множество сложных мелизмов - фаршлаги, триоли, тремоло и другие на протяжении всего своего диапазона. Великолепный микст и выход на предельные верхние ноты с фирменным вибратто. Также музыкант очень любил вставлять в свои вокальные линии различные фиоритуры, хроматизмы, арпеджио, йодли со сложных переходами, резкими сменами тесситур, различными опеваниями. Это делает песни Бакли неповторимыми в вокальном плане. Спеть эти вокальные партии так же, как он, на тех же нотах, в тех же регистрах, практически невозможно.
Еще он обладал самым лучшим фальцетом из всех, которые я слышала. Он звучит в 4-5 октаве. Звучит очень выразительно и уверенно, а выносливость голоса позволила певцу исполнить таким голосом целую песню (я про песню Corpus Christi Carol). Эта же песня продемонстрировала еще один уникальный навык артиста – манипуляция фальцетом гладкими и вибрирующими E5, что контрастирует с его обычным, глубоким тембром. Самая высокая нота, которая я у него слышала - G#5 (в конце песни Grace), которая звучит еще и на плотном миксте с расщеплением и легким вибратто в смеси с грудным резонированием.
2. Роберт Плант (Led Zeppelin)
Роберт Плант от природы обладает очень красивым, мощным, гибким, пронзительным и интенсивным тенором. Голос невероятно пластичен и подвижен, что, кстати, не так часто встречается у рок-вокалистов, это, скорее, отличительная особенность поп-певцов. Не даром Джимми Пейдж как-то назвал Планта "вокальным гимнастом". Это точно. Роберт, как мне кажется, мог бы исполнить практически любую вокальную партию, а его диапазон в 3 октавы позволил бы ему брать и верхние фальцетные ноты головным звуком, и нижние ноты с красивыми опеваниями.
Лично мне было интересно наблюдать и за развитием его голоса. От альбома к альбому у него появлялись какие-то новые фишки, улучшались какие-то аспекты его техники. Для меня он уже интересен как развивающаяся творческая личность. Певец всегда параллельно с выступлениями активно занимался вокалом с множеством педагогов (этим занимаются, в общем-то, очень многие артисты) и постоянно совершенствовал свою вокальную технику, доведя ее практически до идеала. Ну кому он мог бы не понравится?
1. Фредди Меркьюри (Queen)
Банальность из банальностей. Легенда №1.
Вокал Фредди Меркьюри – это парадокс, сочетание технических несовершенств и абсолютной гениальности. Музыкальные критики часто отмечали наличие неточностей и ошибок в его исполнении, особенно на живых выступлениях. Действительно, с точки зрения академического вокала, техника Меркьюри не была безупречной. Однако именно эти "несовершенства" стали частью его уникального стиля, сделав его голос узнаваемым и неповторимым. В искусстве, как известно, индивидуальность ценится выше стерильной технической безупречности, и Фредди обладал ею в избытке.
До сих пор ведутся множество физиологических исследований, изучающих голос Фредди по старым записям. Необычное вибратто, которое обволакивало каждую ноту, спетую Фредди; необычный, за счет строения челюсти, вывод звуков вперед, постоянное и непроизвольное использование вентрикулярных складок (за счет них исполняется, так называемое, "горловое пение"). Это действительно уникальная природа, это настоящий природный гений. Ну а что уже говорить про его диапазон, выходы на предельные верхние ноты и выдержки просто невероятных тесситур и вокальных линий.
Что еще стоит отметить - Фредди никогда не выдавал "прозрачных" звуков, все ноты, исполненные Фредди, звучали плотно, завораживающе. В некотором плане, это говорит и о самой натуре Фредди - его не устраивал подход к концертным выступлениям многих рокеров "спою, как получится". Он всегда выкладывался на максимум и очень много над своим голосом работал. Миксты, фиоритуры, глиссандо, мелизмы, опевания, фальцет, драйв - все здесь идеально.
Достойны внимания:
Бон Скотт (AC/DC)
Первый вокалист группы AC/DC. До сих пор ведутся споры, какой же вокалист из AC/DC лучше - Бон Скотт или Брайан Джонсон. Лично я на стороне первого. Конечно же, главные плюсы Бона Скотта - это высокие тесситуры, техника ведения голоса, расщепы, драйв, микст.
По технике они очень схожи с Брайаном Джонсоном (естественно, ведь Янги искали в группу человека, который смог бы повторить все партии Бона Скотта). Оба фронтмена пели примерно в одном ключе: высоким скрипучим голосом, на пределе голосовых связок. Но голос Джонсона звучит немного "натянуто", притванговано (от слова тванг), блекло, в то время как у Скотта звуки более объемные, естественные, и тембр у него гораздо интереснее. Да и в целом, Бон Скотт - очень харизматичный товарищ)))
Но несмотря на все это, певец всегда пел довольно речитативно, не демонстрируя какие-то длинные тянущиеся ноты, полный объем и силу своего голоса. Именно поэтому он и не вошел в сегодняшний топ.
Стивен Тайлер (Aerosmith)
Первая и главная особенность Тайлера - использование "узкой" гортани. Звук у него всегда сомкнутый, но в тоже время невероятно активный, гибкий и подвижный. Именно поэтому он так легко исполняет различные расщепления, миксты, и даже белты. Несмотря на рокерское звучание, он всегда поет расслабленно (с точки зрения техники), не напрягаясь.
Еще одна уникальная черта - это то, что Стивен Тайлер смог сохранить свой голос. Группа до сих пор дает живые концерты, где певец демонстрирует просто невероятный уровень вокала, который нисколько не упал с годами.
Но лично мне в его голосе немного не хватает какого-то объема, каких-то ярких красок, и лично для меня его тембр немного блеклый. Поэтому сегодня Стивену не удалось попасть в этот рейтинг. Хотя как вокалиста, его, конечно же, нельзя не уважать. Ну, и еще раз говорю, это мое личное мнение.
Стинг (The Police)
Удивлены? Сейчас будем разбираться с его вокальными данными. Потому что если кто-то и считает Стинга выдающимся вокалистом, так это просто те люди, которым нравится его голос. Я тоже его люблю, такой глубокий, мягкий и многогранный, что он буквально обволакивает разум и все Ваши чувства. Но мы здесь все-таки вокал оцениваем, а, согласитесь, красивый тембр для выдающегося вокалиста - это мало.
До того, как Стинг стал сольным исполнителем, он был басистом и вокалистом британской популярной рок-группы The Police. И именно в те годы Стинг и раскрылся как действительно выдающийся вокалист. Главная его особенность, думаю, в небольшом размере голосовых связок, поскольку эта фишка и является основой всей его вокальной техники. Из-за небольшого размера и амплитуды движения в молодости его связки были очень эластичными, гибкими и просто нечеловеческими. Именно за счет этого, как мне кажется, Стинг мог исполнять практически все, что угодно.
Голос Стинга высокий, ярко выраженный тенор с природным расщеплением и небольшой хрипотцой. Он запросто достигает предельных верхних нот, при чем поет их очень звонко, мощно и легко. Часто в голосе присутствует скриминг, микст, небольшие переходы на головное звучание.
Голос очень сильный и мощный. Думаю, если бы Стинг поработал над своим вокалом, он запросто мог бы претендовать на роль одного из величайших рок-вокалистов в истории. Но Стинг, слава богу, этого не сделал.