Сейчас, думаю, немногие вспомнят имя этого потрясающего вокалиста. Трудно понять, почему в свое время он не достиг мировой славы, хотя имел для этого все возможное - у него был невероятно сильный, объемный и красивый голос, владеющий многими вокальными техниками в совершенстве, широчайший диапазон в 4,5 октавы. Сегодня Джефф Бакли входит в десятку лучших рок-вокалистов в истории, являясь единственным неизвестным широкой публике певцом из этого рейтинга.
Джефф родился 17 ноября 1966 года в Оринже, в Калифорнии, в музыкальной семье. Его отец, Тим Бакли - известный в то время исполнитель джаза, психоделики, соула, фанка и авангарда. Тим не имел большого коммерческого успеха, но оказал огромное влияние на дальнейшее развитие жанров, в которых работал. Мать Джеффа - Мэри Гибер, была пианисткой.
Правда, когда Джеффу было 6 месяцев, отец ушел из семьи, и мальчик остался с матерью. Легендарного отца он видел один единственный раз - в 8 лет. Они встретились буквально на 10 минут, не сказав тогда друг другу ни слова. Через несколько месяцев пришло печальное известие: Тим Бакли умер в возрасте 28 лет от передозировки наркотиков.
Воспитывала Джеффа не только мать, но и отчим, Рон Мурхэд. Именно под такой фамилией Джефф провел большую часть своего детства, и звали его Скотти Мурхэд. Их дом всегда был наполнен музыкой, мать часто играла на фортепиано, а отец каждый день слушал рок, рок-н-ролл, поп и другие жанры. Больше всего Джеффу запомнились такие исполнители, как Кросби, Нэша, Ван Моррисон, Led Zeppelin, Rush, Нина Симон и пакистанский певец Нусрат Фатех Али Хан, которого Джефф называл "своим Элвисом".
В 5 лет Джефф нашел у своей бабушки гитару, которую та давно купила своим детям в надежде, что кто-то будет учиться на ней играть, но она оказалась никому ненужной. И вот, спустя 30 лет она понадобилась Джеффу. Как он вспоминает, сначала он ставил на гитару своих солдатиков, но потом решил попробовать научиться на ней играть, разучивать аккорды, барре, а после и играть мелодии. В общем, этот инструмент Джефф освоил самостоятельно. В школе он учился хорошо, отличался примерным поведением, скромностью и абсолютным музыкальным слухом (в американских школах дети, среди прочих предметов, изучают музыку). После окончания школы начинающий музыкант решил сменить имя на настоящее - и он вновь стал Джеффом Бакли.
С середины 80-х годов Джефф проживал в Лос-Анджелесе, а в 1985 году поступил в Музыкальный институт Голливуда. Параллельно с учебой Джефф играл в нескольких музыкальных группах сразу, чтобы зарабатывать деньги. В 1990 году на одной из студий Лос-Анджелеса Джефф записал свой первый сингл, который назвался "Babylon Dungeon Sessions". Особых продаж у него не было, но Джеффа радовал сам факт, что он записал на настоящей студии сингл, написанный и спетый им самим.
В 1991 году Бакли позвали выступить на концерте, посвященному его отцу, музыкант согласился. Позвал его известный музыкальный продюсер Херб Коэн, который 20 лет назад работал с Тимом Бакли, и он был чуть ли не единственным продюсером, который знал о существовании его сына. Концерт состоялся 26 апреля 1991 года.
"Это не был мой трамплин, это было что-то очень личное. Меня беспокоил тот факт, что я не присутствовал на его похоронах. Я использовал этот концерт, чтобы отплатить дань уважения." - позже говорил Бакли.
Однако его отец не был примером для Джеффа. Во-первых, он был обижен на отца за то, что тот ушел из семьи и когда-то низко поступил с его матерью. А во-вторых, музыка Джеффа отличалась от музыки Тима Бакли, он творили в разных жанрах и стилях. Джефф постоянно хотел отличаться от своего отца, и всячески избегать бесконечных сравнений. Однако они продолжались снова и снова. Этого Джефф ненавидел больше всего.
"Он ушел от моей матери, когда мне было шесть месяцев. Так что я его вообще толком не знал. Мы родились с одинаковыми партиями, но когда я пою, это я. Это мое личное время, и если люди ожидают, что я буду делать для них то же самое, что делал отец, они будут разочарованы. Критики пытаются приписать мне и моей музыке так много различных неточностей, они смотрят на сложные вещи и пытаются упростить их. Они думают, что могут расписать всю вашу жизнь, просто узнав голые косточки вашей истории, приняв участие в 10-минутной беседе. Если вы собираетесь писать, то напишите роман с участием гаитянки и постарайтесь точно описать ее. Когда ты можешь это делать, ты можешь писать о людях"
А мы возвращаемся в 1991 год. Джефф окончил институт и устроился гитаристом в несколько джаз-групп. Эти группы много гастролировали, соответственно, и Джефф тоже. Во время своих гастролей молодой исполнитель познакомился со многими профессиональными музыкантами, с которыми ему удалось пообщаться. Как вспоминал Джефф, эти беседы оставили какой-то, хоть и небольшой, но след в его творчестве.
Однажды его пути пересеклись с Миком Джаггером, и Джеффа пригласили на прослушивание. Но музыкальному директору Rolling Stones Бакли показался неподходящей кандидатурой.
Теперь Джефф решил, что для повышения своего мастерства ему нужна была тихая, темная и загадочная обстановка и тайна своего имени. Его не волновало, как многих молодых певцов, что ему уже 26 лет, а он все еще ничего не добился. Его не волновала слава и деньги, он хотел донести свои чувства и музыку для слушателей. Он хотел взойти на большую сцену уже мастером. Джефф устроился работать в кофейню Sin-e, где каждый вечер пел. Кафе было небольшое, всего на 50 мест. Именно этого и искал музыкант. Однако сохранить такую обстановку было сложно - люди уходили из кафе в восторге от его вокала, и вскоре люди туда приходили не чтобы попить кофе, а чтобы послушать музыку Джеффа. Посещали кофейню и продюсеры из известных звукозаписывающих студий, чтобы пригласить Бакли к себе, но пока музыкант отказывался.
В 1993 году некоторые песни, исполняемые Джеффом в кафе, вошли в его мини-альбом "Live at Sin-e EP". Во время работы над альбомом у певца возникло резкое желание работать в группе. Летом он познакомился с бас-гитаристом Миком Грондалом, с которым они начали писать песни для нового альбома. При чем относительно музыкальной индустрии, это был долгий процесс. Например, "Битлы" писали песни за 2 часа. Причем за 2 часа были готовы и биты, и аккорды, и слова, и мелодия. Я не говорю, что это плохо, просто у каждого свой стиль. Джефф и Мик же работали над каждой песней тщательно, подробно разбирая буквально каждую ноту, аккорд, гармонию и интонацию звучания в целом. Позже к ним присоединился гитарист Майкл Тайе. Осенью Джефф объявил кастинг - ему срочно нужен был барабанщик. На кастинг пришел Мэтт Джонсон, который очень понравился Бакли и барабанщика сразу же утвердили. После кастинга они сидели и разговаривали о дальнейшей карьере, Джефф рассказывал об их группе, о работе. И в разговоре у них внезапно родилась идея новой песни. Позже эта идея станет песней "Dream Brother", которая была написана за 2 недели.
В январе 1994 года все было готово для записи треков. Записывать решили на лейбле Columbia Records, старейшем лейбле США. Запись проходила на студии в Вудстоке. В альбом вошли 10 композиций: "Mogo Pin", "Grace", "Last Goodbye", "Dream Brother", "Lilac Wine" (версия Джеффа на известный джазовый стандарт), "So Real", "Lover, You Should Have Come Over", "Corpus Christi Carol", "Eternal Life" "Hallelujan" (кавер на Леонарда Коэна). Все песни были написаны в жанрах фолк-рок, либо альтернативный рок. Длился альбом 51 минуту, а продюсером выступил сам Джефф Бакли. На несколько песен были сняты музыкальные видео.
Фотография для обложки выбрана самим Джеффом. По мнению журналиста Rolling Stone, она «отражает противоречивую натуру Бакли, одетого в блестящую куртку, но выглядящего мрачным и угрюмым: настороженность по отношению к музыкальному бизнесу — и контракт с одной из крупнейших музыкальных компаний; разочарование в индустрии — и внешний вид кинозвезды.»
Первоначально альбом имел плохие продажи, около 2000 дисков в неделю, а это всего 150-ая строчка чартов США, но постепенно приобрел признание и со стороны критиков, и со стороны слушателей. Вскоре альбом получил 3 золотых и 7 платиновых дисков. Большинство критиков давали положительные оценки как вокалу и инструментальной музыке, так и качеству композиций. Альбом получил и профессиональные рецензии, от таких баз, как Allmusic (5/5), Sputnicmusic (5/5), Drowned in Sound (10/10), Pitchfork Media (9/10), Slant Magazine (5/5), Guardian (положительно). Сейчас альбом входит в список 300 величайших альбомов в истории.
На концертах они всегда выступали только в живую, Джефф много импровизировал, и из-за этого песни постоянно звучали по-разному.
В следующем году музыканты записали 2 мини-альбома - "Eternal Life EP" и "Live from the Bataclan EP". Этим мини-альбомам не удалось побить рекорды Grace, но они тоже имели очень неплохие продажи и входили в чарты США.
Непонятный, но и интересный факт - в том же году Джеффа включили в список 300 самых красивых людей планеты, из-за чего он очень расстроился.
Параллельно музыкант записывал и сольные синглы. Кстати, несколько замечательных песен он написал и спел со своей девушкой Элизает Фрайзер. Например, "All Flowers In Time Bend Towards The Sun":
В 1996 году у музыкантов возникла идея второго полноценного альбома, над которым вскоре они начали работать. Но из группы ушел барабанщик Джонсон, пришлось искать замену. Вскоре нашли подходящую кандидатуру - Паркера Киндреда. На этот раз продюсерами альбома были Том Варлен и Николас Хилл. Работа над альбомом - написание песен, репетиции, записи множества демо-материалов шли полным ходом. В мае 1997 года Бакли дал музыкантам передышку, а сам продолжил работу над демоверсиями.
26 мая группа отправилась в Мемфис, где состоялся их концерт. На концерте они, как всегда, исполняли песни из альбома Grace и двух мини-альбомов. Сразу после концерта группа вылетела в Америку. По пути музыканты договариваются встретиться 30 мая, чтобы проделать последний этап студийных записей. К работе также должны были подключиться продюсер Энди Воулес и техник Кит Фоти. Накануне назначенного дня, 29 мая, Джефф встретился с Китом Фоти, чтобы обговорить все условия их работы и полюбоваться закатом, после чего они двинулись по набережной реки Вульф. Джефф, уже не раз купавшийся в этих водах, решил сделать это и сейчас, Фоти остался ждать его на берегу. Джефф вошел в воду, нырнул и больше не выплыл. В тот же вечер на поиски двинулись спасатели, но обнаружить тело смогли только спустя 6 дней. Джеффу Бакли было 30 лет.
Альбом "Sketches for My Sweetheart the Drunk" музыканты доделали, но голос Джеффа остался только в демо-версиях. Несмотря на это, группа решила выпустить альбом именно в таком виде. Несмотря на незаконченность альбома, он получил высокую оценку критиков. В альбоме было 20 композиций, он длился почти 92 минуты.
И напоследок - вот интервью, где сам Джефф рассказывает о своей музыке: