Российские учёные разработали технологию, позволяющую сделать детали автомобилей практически вечными. Благодаря нанесению специального покрытия на автозапчасти сила трения значительно уменьшается, а их износ ослабляется. В результате срок эксплуатации деталей увеличивается в десять раз.
О разработке сотрудниками Уральского федерального университета керамического сверхтвёрдого материала, пригодного для нанесения на автодетали, сообщила пресс-служба этого учебного заведения. В ходе проверки свойств многофункционального покрытия было установлено, что оно в несколько раз понижает трение и изнашивание. За счет этого прочность значительно компонентов повышается, а срок их службы увеличивается на порядок.
По словам представителей УрФУ, термоустойчивость детали клапана ДВС, покрытой керамическим сверхтвёрдым составом, возрастает до температуры 1 тыс. градусов, а её сопротивляемость абразивному и окислительному износу повышается на 480%. Устойчивость пуансонов с таким покрытием, используемых для производства полимерных труб, увеличивается в 100 раз, а ресурс вала гидродвигателя возрастает на 30%.
Вместе со специалистами УрФу разработкой материала занимались сотрудники институтов Уральского отделения РАН, Удмуртского государственного университета, Удмуртского государственного аграрного университета. Исследования также были поддержаны Российским научным фондом. Прорабатывается возможность использования нового состава на заинтересованных промышленных предприятиях.
По словам учёных, материал представляет собой сталь, в которую добавлен висмут. Его коэффициент сухого трения составляется всего 0,03. Тестирование проводилось при отсутствии смазки, чтобы сымитировать сложные условия существенной нехватки масла, которые часто возникают при функционировании оборудования во время аварий.
Для выполнения испытаний исследователи создали лабораторный стенд, позволяющий максимально реалистично моделировать условия функционирования подшипникового узла турбокомпрессора. По окончании тестирования турбокомпрессор, скорость вращения которого составляла 75 тыс. об/мин, был разобран для визуального обследования. Благодаря простоте, надёжности и экономичности технологии её можно повсеместно применять в аэрокосмической промышленности, автомобилестроении и энергетике.
По словам учёных, выпущенный в Японии турбокомпрессор, который не подвергался модификации, выносит лишь пять циклов испытаний даже с использованием граничной смазки. Исходя из этого, специалисты пришли к заключению, что легирование стали висмутом обеспечивает чрезвычайно высокие противофрикционные качества и долгосрочную надёжность полученного материала при скольжении на больших скоростях без применения каких-либо смазок. Причем данные свойства проявляются в самых разнообразных ситуациях, к примеру, при больших скоростях вращения и высоких нагрузках, при отсутствии возможности сохранить требуемую толщину слоя смазки. Достоинства технологии обеспечивают возможность повторения бесконечного числа циклов вращений вала под большой нагрузкой без существенных потерь материала из-за изнашивания или его усталостного разрушения.
Ранее появилась информация о росте спроса на запасные части для китайских автомобилей в десятки раз. Объём продаж деталей для других машин также заметно возрос. ООО «Кирелис» продаёт по выгодным ценам самые разные запасные части для автомобилей, включая патрубки, подшипники, шкивы, цепи и многое другое. Кроме того, компания предлагает приобрести смазочные материалы для авто.