Как-то в пригородной электричке я возвращалась из города домой. Моей соседкой оказалась девушка Лариса, приехавшая в наши края навестить бабушку. Сама она жила с родителями в одном из приморских курортных городков.
Мы разговорились: я поделилась планами, что хочу одна поехать отдохнуть куда-нибудь и посмотреть интересные места, а Лариса же нахваливала свой город.
Заметив мою заинтересованность, она предложила:
— А хочешь, приезжай к нам на море! Правда, у нас семья большая, поэтому места мало, жилье же кругом там довольно дорогое. Но у нас есть одна соседка...
Лариса рассказала, что рядом с ними живет одинокая бабуля. Жильцов она не принимает, потому что любит выпить, а семейные жильцы по вечерам мешают ей «беседовать с рюмочкой». Но поскольку в мои планы входили дневные экскурсии и тихий вечерний отдых, моя новая знакомая обещала это дело разрулить.
Так я приехала в тот оживленный солнечный городок. Хозяйка, которую звали тетя Фира, оказалась довольно милой старушкой. Она и правда коротала свои одинокие вечера посиделками под огромным старым грецким орехом за рюмкой местного винца и воспоминаниями о былой молодости.
Компанию ей составлял огромный рыжий кот Тырчик. Почему у котейки была такая кличка, я поняла позже: он совался всюду, где не следовало, и его наглости не было предела.
Тетя Фира поставила мне на первый взгляд странное условие: по вечерам я нахожусь с ней и только с ней, потому что ей хочется с кем-то спокойно общаться. За это я живу сколько хочу за чисто символическую цену.
Для меня это была просто находка, потому что я сама как раз о таком и мечтала: днем осматривать местные достопримечательности, а вечером посидеть в покое и тишине.
Тетя Фира и Тырчик были большими любителями рыбы. В первый же день хозяйка попросила меня купить для них на рынке бычков.
Увидев мое удивление, всплеснула руками:
— Ой, только не делай такие глаза, как камбала под китом! Бычки — это не то, что носится у вас за коровами, задрав хвост, бычки — это рыба!
С того дня я постоянно покупала им бычков, и эти морские дары с аппетитом уплетались по вечерам и котейкой, и хозяйкой. Тырчик нагло тырил лакомые кусочки из тарелки, тихо лилось вино в бокал и текли длинные рассказы хозяйки о ее потрясающе увлекательной молодости и многочисленных романах...
А я так же тихо, украдкой, на коленях читала книжку. Все равно тетя Фира не заметит. А так и ей хорошо, и мне не скучно. Надо сказать, что тетя Фира обожала всякую таинственность, любила вспоминать какие-то невероятные истории, полные мистики, сюжеты которых походили на фильмы ужасов. И искренне уверяла меня, что все именно так и было на самом деле.
Почти накануне моего отъезда домой ко мне заглянула Лариса и позвала на концерт популярной группы, которая приехала на гастроли. Но как быть с тетей Фирой?
Едва мы неловко заикнулись об этом, бабуля сразу же обиделась:
— Вы делаете недоумение на моем лице! Что, старая Фира всегда была старая? Фирочка тоже была молодой! Мое вам сердечно-сосудистое благословение! — Перекрестив нас на дорожку, тетя Фира, демонстративно вздохнув, добавила: — Ну а мне придется выпить, чтоб не умереть тут совсем от скуки!
Концерт на открытой площадке проходил ярко, весело и динамично. Молодежь так живо прыгала и подпевала, что мы не сразу и поняли — шумно не только на площадке...
Начался ураган! Налетевший совсем неожиданно ветер кидал на дорогу ветки деревьев, летал мусор, падали рекламные щиты, погас свет. Грохот стоял невероятный, вдруг сплошной стеной хлынул ливень!
Мы с Ларисой насквозь промокли, прежде чем добежали до подъезда какого-то дома, где и укрылись от пронизывающего ветра и проливного дождя. А у меня в голове билась одна мысль: как там тетя Фира?!
Когда все стихло, мы с трудом добрались домой. Калитку открывать не пришлось — она была сорвана с петель. Всюду валялся принесенный ветром хлам: сломанные ветки, какие-то тряпки, газеты. На старой яблоне красным флагом болтался полиэтиленовый пакет...
Я в ужасе влетела в дом. Но тетя Фира мирно спала на своем диванчике! Судя по абсолютно пустой маленькой бутылочке, валявшейся на столе, это было неудивительно. И куда подевался бедный кот?
Тырчика я нашла под диваном, где он беспечно дожевывал остатки бычка.
Наутро тетя Фира, трагически вскидывая к небу сухие ладошки, делилась со мной впечатлениями:
— Знаешь, деточка, стоило мне вчера рассказать Тырчику об одной мистической истории, произошедшей со мной в молодости, как тут такое началось! Злые духи из прошлого налетели со страшной силой! Все кругом ломали и рушили, даже вино из моей бутылки выпили... Жаль, хорошее было винцо! Что это ты смеешься, деточка? Не веришь? А иначе почему она пустая? Ох, это ужас, это наказание мне! Но я таки не могу понять, за какие такие грехи?
С утра я сбегала на базар и купила самых жирных бычков, чтобы порадовать перед отъездом свою хозяйку и ее кота.
Весь день мы приводили в порядок двор, а вечером, когда тетя Фира пожарила рыбу, я приготовилась к нашим традиционным посиделкам под долгие рассказы хозяйки.
Но бабуля, бросив коту пару жареных бычков, почему-то не выставила на стол свою фирменную бутылочку, а хитро подмигнула мне:
— А не попить ли нам чайку в последний вечер? И ты мне почитаешь, что такого интересного пишут в твоей книжке...
Я никак не ожидала, что моя старенькая, вечно пьяненькая хозяйка окажется такой внимательной. Ох уж эта тетя Фира! Заметила, что я читаю, и ведь ни словом не обмолвилась.
...После возвращения домой мне позвонила Лариса и, смеясь, рассказала, что впечатлительная тетя Фира после того урагана ведет здоровый образ жизни. От нее и Тырчика мне большой привет и приглашение приезжать на следующее лето.