Найти в Дзене

Какое оборудование выбрать для прослушивания музыки и для транскрипционного анализа? Часть 2

Оглавление

Обзор параметров оборудования для воспроизведения

Для того, чтобы можно было услышать все детали композиции, к самой записи и к оборудованию предъявляются определенные требования.

Конечно, не всегда эти условия можно выполнить, но все же нужно понимать - чем некачественнее запись и слабее оборудование, тем больше времени будет уходить на многократные прослушивания одного и того же фрагмента композиции, чтобы расслышать все, что там звучит.

Прежде всего, разберем оборудование. Оборудование для прослушивания музыки в режиме «получение удовольствия» и режиме транскрипционного анализа музыки отличается.

Если для обычного прослушивания достаточно встроенной в материнскую плату звуковой карты (а они бывают довольно неплохими) и обычных наушников или компьютерных колонок, то даже для среднестатистического меломана такого набора будет недостаточно.

Напомним про два важных параметра, один из которых мы разбирали в первой части статьи:

1) Для звуковой карты: разрядность ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), частота его дискретизации;

2) Для динамиков или наушников: равномерная АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и диапазон воспроизводимых частот.

Конечно, равномерность АЧХ также является требованием и к звуковой карте (а точнее к ЦАП на ее борту), но, как правило, именно с этим у звуковых карт все хорошо. Сложности с равномерностью АЧХ возникают именно на этапе генерации звука, то есть в колонках или наушниках.

Достаточный частотный диапазон для комфортной работы с музыкальным материалов - от 20 Гц до 20 кГц. Это тот минимум, который позволяет услышать детали. Вы спросите, как же так? 20 кГц - это предел звукового восприятия человека. Зачем больше? Да и инфразвук тоже человек уже перестает воспринимать на частотах ниже 20 Гц. Тем не менее, желательно иметь запас по частотам за 20 кГц вверх и до 5-7 Гц вниз. Почему? Да потому что на предельных частотах АЧХ теряет свою равномерность и близкие к крайним частотам звуки будут воспроизводиться некорректно.

Поэтому желательно иметь пару: звуковая карта и наушники (динамики) максимально широкого частотного диапазона.

Что касается разрядности и частоты дискретизации ЦАП, тут мы больше привязаны к источнику, то есть к файлу, который воспроизводится в качестве исходного. К его качеству нужно отнестись серьезно. Например, параметры композиции качества компакт-диск, как мы уже знаем - это 16 бит и 44,1 кГц. Желательно работать с разрядностью не менее 16 бит и с частотой дискретизации не ниже 44,1 кГц. И вот почему: меньшая разрядность искажает звук, делая его более «металлическим», «резким», и сквозь этот оттенок вычленять полезную информацию сложнее. А если частота дискретизации будет ниже 44.1 кГц (40 кГц), то мы получим искажения на верхних частотах, потеряем четкость звучания тарелок и другой высокочастотной перкуссии. Это происходит потому, что невозможно оцифровать звуки частотой 20 кГц на частоте дискретизации меньшей, чем двойная частота кодируемого звука. Действует все та же теорема Котельникова. Нужно иметь в виду, что данная теорема описывает критически необходимую минимальную частоту дискретизации, потому что на деле кодируемая на предельной частоте информация уже практически не соответствует исходной, а лишь отчасти напоминает ее. Для компакт-диска, кстати, частота дискретизации взята даже чуть больше 40 кГц - 44,1 кГц, чтобы расширить диапазон воспроизводимого цифрового сигнала. В любом случае, предел для формата звука компакт-диска - это 16 бит и 44,1 кГц. С учетом того, что сейчас записывают музыку в лучшем качестве, остановимся на формате 16 бит и 44,1 кГц как на минимальном уровне качестве музыки, с которой идет работа.

С учетом вышеописанного получается, что для минимального качества воспроизводимого файла уже не подойдет звуковая карта разрядности 16 бит и частотой дискретизации 44,1 кГц. Нужна звуковая карта, которая покроет не только формат качества компакт-диска, но и то, что записано после 90-х годов XXв. А следующим в ряду разрядности идет 24 бит. Именно такую разрядность нужно искать в характеристиках звуковых карт. Что касается частоты дискретизации, то тут вопрос сложнее. Ясно, что это частоты выше 44,1 кГц, но где предел? Разумный предел - это 192 кГц (формат DVD Audio). Потому что вся техника, которая воспроизводит звук с частотой дискретизации более 192кГц, уже относится к разряду хороших студийных ЦАПов.

Итак, требования к звуковой карте прояснили: это разрядность 24 бит и частота дискретизации 192 кГц.

Рассматривать стоит только внешние звуковые карты - с ними гораздо удобнее работать. Они подключаются к ПК через USB-кабель стандарта 2.0 и выше (лучше 3.0 и выше). Некоторые не требуют внешнего питания, как, например MINIFUSE. Некоторым требуется дополнительный блок питания, например, Focusrite или Steinberg. ВАЖНО! Блок питания должен быть родной, не замена, иначе к звукам музыки прилипнет частота работы дешевого импульсного блока питания, причем, с переменной громкостью! Еще важно, чтобы и ПК, и звуковая карта питались из одной розетки, так проще исключить возможность питания от разных фаз, если в квартиру заведено трехфазное питание. Питание от разных фаз может привести и к звуковым эффектам при воспроизведении музыки и даже к пиротехническим (если блок питания компьютера окажется некачественным).

Что касается частотной характеристики звуковой карты, то минимальные требования для работы со звуком - это диапазон от 20 Гц до 20 кГц. Конечно, карта может воспроизвести и более низкие частоты (до 6-7 Гц, но не ниже) и более высокие (до 22-24 кГц, но не выше), но именно в указанном производителем диапазоне сохраняется объявленное производителем соотношение сигнал/шум и равномерность АЧХ.

Так что же все-таки купить?

Теперь о выборе звуковой карты вы знаете почти все: разрядность 24 бит, частота дискретизации 192 кГц, диапазон воспроизводимых частот 20 Гц…20кГц.

Под эти требования подходят почти все внешние звуковые карты среднего частотного диапазона.

Например:

1. MINIFUSE 1 от компании Артурия

-2

В качестве бонуса к этой карте Вы получите визуальный индикатор уровня громкости воспроизводимой музыки, регулятор громкости и один универсальный вход и два выхода на мониторы (динамики).

Параметры:

· разрядность 24 бит,

· частота дискретизации до 192 кГц,

· воспроизводимые частоты: 20 Гц…20 кГц;

2. FOCUSRITE Scarlett Solo 3rd gen.

-3

Нужно брать именно третье поколение, не второе и тем более не первое (хотя, кроме третьего в магазинах в продаже нет других, можно купить только с рук). В карте есть два входа, выход под наушники - взрослый джек. И выходы на мониторы с задней стороны.

Параметры:

· разрядность 24 бит,

· частота дискретизации до 192 кГц,

· воспроизводимые частоты: 20 Гц…20 кГц;

3. BEHRINGER UMC204HD

-4

Эта карта довольно избыточна по функционалу и, скорее всего, большей половиной функционала Вы не будете пользоваться, но добавлена она сюда потому, что стоит относительно недорого и за свои деньги имеет великолепные характеристики. Обратите внимание на частотный диапазон!

Параметры:

· разрядность 24 бит,

· частота дискретизации до 192 кГц,

· воспроизводимые частоты: 10 Гц - 43 кГц;

Внешние ЦАПы вместо звуковых карт

Немного о ЦАПах как об устройствах воспроизведения. Да, кроме внешних звуковых карт есть еще отдельная категория звуковоспроизводящих устройств: ЦАПы (цифро-аналоговый преобразователь). Любая звуковая карта содержит АЦП и ЦАП на борту, то есть может и воспроизводить, и записывать. А вот ЦАП умеет только воспроизводить. Почему о них стоит упомянуть? Потому что вполне возможно необходимости записывать что-то нет и не предвидится. Тогда и стоит рассмотреть ЦАПы. Сразу хотелось бы предупредить - стоимость ЦАПа может быть существенно выше стоимости внешней звуковой карты. Параметры все те же: разрядность, частота дискретизации и частотный диапазон. Чем выше - тем лучше. У ЦАПов есть еще одна неприятная особенность: за редким исключением они не имеют выхода на наушники, а значит нужно будет приобретать предусилитель для наушников, что не убавляет расходов на хороший звук.

Кстати, и блоки питания внешних ЦАПов тоже отдельная история: часто они продаются отдельно и за очень ощутимые деньги.

Выбираем наушники

Теперь о наушниках. Пожалуй, это самая скользкая тема, так как восприимчивость у каждой пары человеческих ушей уникальна. Но тем не менее.

Будем рассматривать только так называемые «мониторные» наушники. Причину расскажу ниже.

Наушники бывают открытыми и закрытыми. Если Вы работаете в одиночестве, у Вас собственный кабинет, одинокое рабочее место и из окна не шумит улица, тогда выбор очевиден – открытый класс. Потому что именно открытые наушники передают все нюансы звучания, дают более естественное звучание.

Если же приходится работать в неидеальных условиях, то нужно брать закрытый тип, они изолируют Ваше звуковое пространство от внешних, мешающих работе звуков.

Еще одно разбиение на категории - это проводные и беспроводные наушники. Тут ответ очевиден: проводные. Тут не может быть альтернатив, потому что именно таким образом мы исключаем из цепи «файл – уши» еще одно аналогово-цифровое и цифроаналоговое преобразование. Просто забываем о существовании беспроводных наушников для работы.

Наушники с активным шумоподавлением относятся, как правило, к беспроводным и также не рассматриваются.

Что у нас получается в сухом остатке: нам нужны лучше открытые, чуть-чуть хуже закрытые наушники с линейной АЧХ и как можно с более широким диапазоном воспроизводимых частот. Линейность АЧХ для работы со звуковым материалом очень важна - не должно быть никаких модных поднятий басов, глушения средних и т.п. современных примочек для прослушивания «тыц-тыц-тыц» музыки. Скорее всего, при первом прослушивании музыки в мониторных наушниках Вам будет не хватать басов (скажется слуховая привычка слушать музыку через масс-продакт аппаратуру, где басы превыше всего). А еще если они открытые, то эффект от прослушивания будет еще более интересным. Нужно привыкнуть к тому, что басов будет меньше, средние и высокие частоты поднимутся. И вот теперь Вы услышите все! Абсолютно все станет прозрачным и считываемым. Острым и однозначным. Именно для этого и нужны мониторные наушники, они как прожектор подсвечивают все нюансы, все звуки, атмосферу и даже дыхание музыкантов. Детализация – вот назначение таких наушников!

Не кайф от прослушивания музыки, а ее детализация.

Есть еще два важных параметра: внутреннее сопротивление обмотки динамика внутри наушника и чувствительность. Чем выше сопротивление, тем менее «громкими» будут наушники в рассмотренных выше звуковых картах. Высокоомные наушники, безусловно, это более предпочтительный вариант, но нужно быть готовым выкрутить на 3/4 ручку громкости звуковой карты, а то и больше. Совет: принесите свою звуковую карту в магазин и попросите подключить выбранные наушники к своей карте, чтобы убедиться, что высокоомные наушники не требуют критического выкручивания ручки громкости. Если громкости недостаточно, то нужно выбрать более низкоомные наушники, с ними такой особенности нет, но и не будет идеальной атмосферы, которую дают высокоомные наушники.

К каким наушникам стоит присмотреться?

Открытый тип:

1. Beyerdynamic DT 990 Pro

-5

Мягкие амбушюры, удобное и мягкое оголовье. Все это располагает к длительной работе. Они почти незаметны. Бонусом идет переходник на мини-джек. Попробуйте эти наушники, они не оставят Вас равнодушными.

Параметры:

Частотный диапазон: 5-35000 Гц,

Сопротивление: 250 Ом (высокоомные!)

Чувствительность: 96 дБ/В

2. SHURE SRH1440 DT 990 Pro

-6

Shure - известная компания. Эти очень неплохие наушники произведут впечатление. Но сказать, что эти наушники для длительной работы - сложно, так как оголовье довольно упругое и может потребовать частой смены позиции на голове, то есть отвлекать. Частотный диапазон тоже не самый широкий. Наушники заточены на нюансную работу со звуком.

Параметры:

Диапазон воспроизводимых частот: от 15 Гц до 27 000 Гц

• Импеданс: 37 Ом (низкоомные!)

• Чувствительность наушников: 101 дБ/мВт

Закрытый тип:

1. Audio-Technica ATH-M50x

-7

Эти закрытые наушники подойдут тем, кто все-таки решил остаться в пространстве, где бас нужен и важен. В этих наушниках бас будет выделен чуть более резко, чем в предыдущих наушниках, зато не придется привыкать жить в безбасовом пространстве. В целом удачные наушники, мягкие амбушюры и широкое оголовье для длительной работы.

Параметры:

воспроизводимых частот 15 - 28000 Гц ,

импеданс - 38 Ом (низкоомные!).

2. SHURE SRH840

-8

И снова SHURE, хорошие наушники с широкой частотной характеристикой. Не такие выпирающие басы, как в предыдущей модели. Подойдут для длительной работы.

Параметры:

Диапазон воспроизводимых частот - 5-25000 Гц

Чувствительность - 102 дБ/мВт

Импеданс - 44 Ом (низкоомные!)

Получилось очень длинно. Хотя это даже не сотая доля всех премудростей, так или иначе влияющих на звук, эргономику и стоимость. Мы не касались самих воспроизводимых файлов, их форматов, алгоритмов сжатия, программ воспроизведения, чувствительности наушников и т.п.

Но этой информации хватит, чтобы, покупая набор из вышеперечисленного, получить очень качественное звучание. Удачи в покупке!

Ссылка на Часть 1: https://dzen.ru/media/kristina_krit/kakoe-oborudovanie-vybrat-dlia-proslushivaniia-muzyki-i-dlia-transkripcionnogo-analiza-chast-1-6595b09dbffa447dc9f8acdb