В этом году я стала преподавателем теоретических дисциплин в частной музыкальной школе в Москве. Есть одно фатальное заблуждение у родителей на счёт обучения в частной музыкальной школе, которое очень хочу развеять в этой статье.
В конце статьи- главные условия успешной учёбы музыке.
Сразу скажу, что мне ОЧЕНЬ нравится моя работа, на столько, что морально мной не воспринимается работа как «тяжкий труд», мне нравятся люди и то, что я делаю. Сложность как и всегда с затратой времени на подготовку к урокам, и (как всегда) с мотивацией некоторых детей и «адекватом» родителей. Последним и посвящена эта статья.
С чем сталкиваются родители, придя в государственную музыкальную школу (ДМШ), или школу искусств (ДШИ).
- нагрузка
На какое бы вы отделение не шли в музыкальную школу, практически нереально составить расписание так, чтобы посещать школу меньше 4 раз в неделю. При этом, если вам все же удалось составить расписание на 3 дня- то, скорей всего сидеть вам и вашему ребёнку придётся от школы и до ночи, по три или четыре разных занятия подряд. А ведь еще уроки из обычной школы, плюс из музыкальной…
В музыкальной школе вам положено минимум: 1) час сольфеджио, 2) час хор или оркестр, а может быть не час и то и другое 3) два часа специальности 4) Если ваша специальность «не фортепиано», то час, или меньше, общего фортепиано. 5) Слушание музыки, или музыкальная литература. Итого: 6 занятий- это минимум для начала. В старших классах у инструменталистов может добавится ещё часы ансамбля, или оркестра. У тех, кто на отделении «хор» или «вокал»- сольное пение, или ансамбль. У некоторых специальностей может добавится ритмическое сольфеджио, дирижирование, а бывает ещё час специальности.
Мой сын в выпускном классе по специальности «гитара» посещал: два часа специальности, ансамбль, сольфеджио, музыкальную литературу, общее фортепиано, оркестр- 2 занятия в среднем 1,5 часа, в зависимости от плана выступлений. Итого около около 9 часов внешкольных занятий в неделю. На отделении «общеобразовательном», не «предпрофессиональном»!
- уровень сложности
В музыкальной школе, как и в обычной школе будут разные учителя: некоторые возможно вдохновят вашего ребёнка, а кто-то не специально, но сделает все, чтобы чадо отказалось вообще когда-либо заниматься музыкой. В последних умениях чаще замечены, к сожалению, преподаватели сольфеджио, но бывает всякое.
Я, к сожалению, на своих примерах наблюдаю такую пропорцию: один педагог ещё как-то мотивирует ребёнка, остальные как-будто получают премию за деморализацию обучения музыке. Надо ли говорить, что к концу обучения чаша весов с агрессивными, выгоревшими преподавателями, находящимися не на своём месте- перевешивает, вместе с нагрузкой, сложностью, и часто ещё подростковым возрастом.
- Конкурс
Конкурс тем выше, чем заселенней район и выше спрос на те или иные отделения. В районе Митино в Москве есть единственная школа искусств, в которую стекаются не только жители Митино, но и живущие в ближайшем Подмосковье: Красногорск, Павшинская пойма, Путилково, Ангелово, и т.д. Поэтому конкурс крайне высокий, а школа во главе с директором не побоюсь этого слова «оборзели».
Самое важное, что при наличии конкуренции, выигрывает не тот, кто лучше слышит, или попадает в ноты. Выигрывает самый подготовленный, с которым по сути, можно сказать и не нужно все учить сначала. (Как и в Московских творческих вузах). Иногда, к сожалению, исключительных данных и желания не достаточно. Учителя с большей радостью возьмут того, кто уже без них выучил азы и неплохо играет или поёт, кого сразу можно выставить на конкурс, сразу показать результат. А кому хочется работать?)))
- никаких гарантий
Никто вам не скажет вырастет ли ваш ребёнок Моцартом, или Ростроповичем, и вы никогда не узнаете зачем тратили время, силы, а возможно и деньги на обучение в государственной музыкальной школе. Даже при наличии нереальных данных, не факт, что какой-либо учитель не отобьёт раз и навсегда желание вашему ребёнку.
В случае со школой искусств имени Стравинского, где учились мои дети, могу с уверенностью заявить: «точно отобьют, так что и у вас и у ребёнка потом нервный тик будет при одном упоминании о музыкальной школе».
Выводы: 1) Даже если музыкальная школа близко, есть кому водить ребёнка и помогать с домашними заданиями, вариантов параллельно учиться английскому, рисованию, или заниматься спортом - очень мало. Мне с сыном это удавалось, но лишь при близости всех учреждений, и наличии большого количества свободного времени и лично моего энтузиазма. 2) Слаженность графика не гарантирует, к сожалению, успешной учёбы. Так как учителя в школе не идеальны, даже при вопиющих нарушениях, других вам никто не обеспечит.
Еще один интересный факт можно прочесть в статье:
Может показаться, что я против государственных школ. Это не так. Я училась просто в фантастических, как я сейчас понимаю, условиях: маму не дергали, все вопросы были к педагогу по специальности, коллектив педагогов был слаженным и дружным. Я закончила обучение по классу фортепиано с красным дипломом (ДМШ #49 имени Андреева в Москве) хотя и были дети, которых отчисляли даже в выпускном 7 классе. Больше я таких педагогических коллективов не видела, да и мое детское впечатление наверно далеко от реальности и я могла многого не знать. Сегодня ДШИ имени Стравинского (в которой учились мои дети) хоть и убило все детские впечатления от музыкальной школы, я все равно рекомендую детям, которые собираются идти в музыкальную профессию обязательно поступать и заканчивать ДШИ И ДМШ, так как там могут быть бОльшие возможности по конкурсам и вообще продвижению ребёнка как музыканта. Но, нужно реально понимать куда и зачем вы идёте, и не мучить ребёнка, который не мечтает о музыкальной карьере. Статья о реальности, без прикрас, основанная на реальных фактах.
ЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
От части проблем, описанных выше может избавить частная музыкальная школа, дающая диплом. Ни кто не отменял клиентоориентированность, индивидуальный подход. Вам точно простят многое, будут объяснять «до потери пульса (педагога)», терпеть периодические отдыхи и пр. В целом: меньшая нагрузка, плюс лояльность. Есть одно жирное НО, которое предпочитают не замечать некоторые родители.
Оплаченный чек за занятия не гарантирует наличие знаний у ребёнка
К сожалению, есть родители, которые считают, что если они заплатили что-то, их ребёнок должен знать, причём вопреки всякой здравой логике. Т. е. люди даже не пытаются контролировать присутствие ребёнка, наличие у него необходимых пособий, тетради, чего говорить о хоть какой-то домашней работе.
Я себя иногда чувствую врачем психо-неврологического диспансера, который должен объяснять взрослым людям элементарные вещи. Что для того, чтобы получить диплом, надо сдать предметы, чтобы сдать предметы- надо ходить, или хотя бы прийти несколько раз, договорившись о графике. А придя, ребёнок должен хотя бы попробовать сдать, т. к. наличие безучастного тела на уроке тоже, к сожалению, ничего не даёт.
Стоит ли говорить, что родители и выбирают формат частной школы, чтобы в целом меньше напрягаться и напрягать детей. И я это одобряю, и вообще рекомендую частную музыкальную школу, такого же типа, как «Мелодия», в которой преподаю я. Но есть опять «но».
Просто ли так в обычных музыкальных школах такая нагрузка и требования? Конечно, нет. По хорошему, даже при лояльном подходе ребёнок должен знать и уметь столько же, сколько выпускник обычной ДМШ или ДШИ. А реально ли это с невыполненными домашними работами, постоянными пропусками, отношением родителей «чек решает и вы должны». Нет. Фактически ловясь на удочку облегчённый занятий и лояльного подхода, родители в лучшем случае получать диплом «на троечку» с минимальными базовыми знаниями, не гарантирующими возможность дальнейшего поступления. В чем, конечно же можно обвинять кого угодно.
Если выбирать между государственной и простой музыкальной школой: все плюсы, нивелируются минусами. В частной музыкальной школе вам точно будет комфортно и вам могут все дать, но возьмёт ли ребёнок, проконтролирует ли Родитель? В государственной: с вас точно спросят, но дадут ли?))))
Резюмируя все вышесказанное. Я очень рекомендую частные музыкальные школы, и мою школу «Мелодия» в частности, но как говорится «без труда, не вытащишь и рыбку из труда». Ни какой волшебный и талантливый педагог не заменит простой самостоятельной работы и, хотя бы иногда, дисциплины. А в случае неудачного педагога, эти качества способны перебороть все преграды. Доказано учениками и собственными детьми.