Идея статьи появилась после участия в вокальном конкурсе «Соловушка», где я встретила своих бывших студентов. В конце стати «шок контент», что отвечали мне студенты «Хоровики дирижёры» на мой вопрос: отдадут ли они своего ребёнка в музыкальную школу…
Предистория такова. Я работала в институте культуры последние три года, но после смены ректора- ветер задул по-новому, педагогов меньше чем на ставку убрали. Я преподавала академический вокал и вела занятия по своей авторской (специально по просьбе декана разработанной) дисциплине «современные вокальные технологии тренинг», в которой читала частично историю Вокальной методики с вкраплением современных известных методов типа EVT, CVT, ФМРГ и т.д. Дисциплину до сих пор читают уже без меня, что приятно.
Преподавала я на кафедре «хоровое дирижирование» бакалаврам.
Студентов по сути готовят к преподаванию хоровых дисциплин, преимущественно в ДМШ и ДШИ, хотя сама профессия предполагает руководство и профессиональным взрослым хором или капеллой. Естественно у студентов Дирижирование - профильный предмет, а вокал, мягко говоря, на втором месте. «Мягко», потому как у некоторых вообще фактически отсутствует благодаря «очень заслуженным» педагогам, которых держат (для меня это до сих пор загадка) за статус, жертвуя реальными необходимыми вокальными навыками. Об этом я уже писала в одной из статей.
Надо ли говорить, что многие из ребят обладают действительно хорошими голосами и вокальным потенциалом.
По моим наблюдениям, на кафедру часто поступают более хитрые студенты, которые на самом деле хотят петь, но понимают, что конкуренция на вокально отделение слишком высока. Такие студенты часто участвуют в концертах не хуже кафедры «академического пения». Единственное что их действительно отличает- это скромность, зажатость, отсутствие веры в себя, и соответственное сценическое поведение.
Когда работала в МГИК, мне хотелось поддержать бакалавров и показать им, что они все могут и должны пробовать. Я и до сих пор так считаю.
Даже если человек не дойдёт до сольной карьеры в ДМШ или ДШИ, кто в школах должен детям вокал преподавать на хоровом отделении? - Правильно, тот, кто и ведёт хор. А как его давать, если сам толком ничего не умеешь.
Что случилось на конкурсе «Соловушка»?
На конкурс приехало три студента для сольного исполнения. Случилось так, что самый слабый студент (по мнению членов жюри) получил диплом (считаю, что это результат выигрышного материала и неплохой подачи), остальные не получили ничего.
После я поговорила с их педагогом и услышала «они же- дирижёры, им не нужен высокий уровень». 😡
Это я постоянно слышала в МГИК, когда говорила о том, что студенты обучающиеся ПРОФЕССИОНАЛЬНО академическому пению должны пробовать выходить в концерты вместе с кафедрой «сольного академического пения». Многие только разводили руками, впрочем одна моя студентка получила звание Лауреата на международном конкурсе в Латвии. (Кафедра не захотела вывешивать официальное поздравление).
Да простят меня бывшие коллеги, я считаю происходящее просто нежеланием работать.
Хотя я всеравно не понимаю как можно кого-то вести профессионально, а кого-то «и так сойдёт»…
БЕГИТЕ ОТ ТАКИХ ПЕДАГОГОВ, которые в вас не верят. Какими бы почестями они не обладали- бегите!
Только подумайте, неужели все ныне работающие в театрах и антрепризах академические Вокалисты с детства были «заявлены на успех»? Всем была выложена красная дорожка к сцене… Конечно это - бред. Я знаю солиста Геликон-оперы, который пришёл в театр вообще без образования, кто-то пел в хоре… Сколько таких историй. Почему бакалавр кафедры «хоровое дирижирование»- должен быть хуже, мне не ясно. Ведь у бакалавра в перешли может быть Вокальная магистратура, и все возможности и пути!
Когда-то мой второй педагог говорила мне: «Зачем тебе вокал, у тебя ребёнок». А мне был только 21 год. Я ушла от неё. Ребёнок, а потом и второй, не помешали мне закончить второе вокальное образование, петь с оркестром РЖД, поступить на бюджет и закончить аспирантуру РАМ имени Гнесиных.
Занимайтесь с педагогами, которые верят в вас!
Шок-контент 🤣
Все студенты бакалавры (2-3 курс) кафедры МГИК «Хоровое дирижирование» на вопрос отдадут ли своих детей в музыкальную школу или ДШИ отвечали категорично: НЕТ. Студенты собраны со всех уголков РФ, и политика кафедры- это подготовка педагогов ДШИ и ДМШ. Для меня это-шок. Грустные Выводы напрашиваются сами собой.