Вступление
Давно хотел глянуть данную историю. Дело в том, что в принципе не слежу за новинками детской литературы, не читаю и не разбираю, но тут вообще не детское чтение, точно не 12+, а 16+ минимум. Распитие алкоголя - 18+, порицание на маркировку не влияет, а тут никак и не порицается.
Кроме того, очень много макабра, насилия, телесных повреждений, убийств - они живописуются, нарочито смакуются - для читателя юного возраста история не подходит, ведь вам предстоит гулять по - увы, картонному - Лондону в компании двух оживших трупов - со всеми вытекающими некротическими последствиями.
Слушал аудио-версию, поэтому - обычно, но не всегда - воспринимается работа иначе, нежели чтение в бумаге - чуть лучше. В данном случае: чтец хороший, что добавляет плюс к восприятию.
О чем?
После смерти отца и объявления старшего брата умалишенным (тот сбежал и пропал) молодой граф Джон Гленгалл покидает пансион (где прожил все юные годы) и приезжает в фамильный лондонский особняк.
Отчий дом полон секретов, мрачных вещиц, связанных с войной и захватом Ирландии, здесь вечно кто-то погибает, а работают только престарелые немощные слуги, сами требующие внимания и ухода, а еще и пышных похорон, которыми их удостаивал старший граф.
Вот тебе на! Еще чего! Нет, теперь в обители блистательного и перспективного графа Гленгалла новые порядки!
Наследник собирается не только распоряжаться имуществом подобающим образом, но и кардинально все поменять.
Но не тут-то!
Камердинер, одевавший тебя утром, уже после обеда падает с лестницы и ломает шею… Слуги требуют достойных похорон - на кладбище для знати с фирменным надгробием, поминками и прочим... Юный граф гонит всех прочь и остается совсем один.
Вот такое незавидное наследство, а парню хотелось войти в высший свет Сити, транжирить состояние, шить новые костюмы, носить шейные платки по моде, напиваться шампанским и танцевать кадриль…
Только недолго и ему осталось, этой же ночью столь юный и подающий большие надежды Джон Гленгалл умрет.*
*Моя ремарка: Ох, не люблю вот такие вещи: “Ах, если бы он знал, что ему оставалось жить еще 2 часа!”
Как?
Концепт начала и предлагаемые обстоятельства романа - хороши собой. Сперва кажется (и это же демонстрируют первые главы), что мы начнем изучать мрачные тайны особняка, вольемся в высший свет, столкнемся вместе с молодым графом с различными трудностями устройства чужого хозяйства, даже принимая тот факт, что нам ведомо - герой умрет в ближайшее время… Джон очень похож на Дориана Грея, он эгоистичен и горделив, вызывает сугубо отрицательные эмоции, однако проявляет остроумие. И читателю хочется понять - какова его история, почему он такой, кто его отец, брат, новые соседи, слуги, что дальше случится с ним (с ними)… Ты жаждешь увидеть некую человеческую историю, пусть в полуфантастическом сеттинге. Только вот это не основная суть, а главенствует у нас более тривиальная и слабая канва - герой умирает, встречает образного доктора Франкенштейна, тот его воскрешает, а далее нас ждет скучный детектив с поиском магического артефакта, который оживляет мертвых.
Сцен разносортного насилия, убийств - очень много. Добавлю, что обожаю поздне-готические (XVI - XVII век), георгианские, викторианские сеттинги, но тут нужна грань, которую авторка не чувствует, - готический гротеск находится на уровне полутени между уродством и красотой, тут же просто чернуха ради желания вызвать омерзение. Во 2 половине Е. Соболь немного исправляется - и делает сцену с поддельными призраками в особняке, что более соответствует готическому роману.
История затянутая и пустая, динамика есть (местами), но превалирует рефлексия, сюжет и расследование не удерживают внимания уже после нескольких глав, детективная составляющая - слабая, но настолько хорошо организована, “причины-следствия” соблюдаются с дотошностью, все сходится, но в такой линии нет ничего и никого лишнего, ни шага влево или вправо, ни одного подозрительного персонажа или обманного маневра - поэтому все предсказуемо задолго до. И - как следствие - выходит скучно.
Завязка (внимание!) дается только в 9 главе (на половине, считай) - тут мы и узнаем что такое Танамор - оживляющий камень; это очень долгая раскачка (для детской книги - тем паче), 2-ую часть истории читать просто уныло, еще и заканчивается ничем, совершенно ненужным твистом, чтобы продолжать трилогию, хотя у использованного концепта нет потенциала на 3 части (начал слушать 2 том - и там - ну совсем ничего не происходит, герои поехали в Ирландию, чтобы разговаривать разговоры). Стоило закончить 1 томом.
Для чтения нужна эрудиция (для нас - это хорошо, для ребёнка - не всегда понятно), чтоб вникать в шутки - де, труп, плывущий по Темзе - Офелия (и тут много разного с отсылками на английскую культуру, если ваше чадо не читает Шекспира, Байрона, Шелли, Диккенса, сестёр Бронте, Дойля, Уайльда - то Танамор - останется немного непонятым, что хотели нам тут сказать и показать).
Однако Лондон совершенно плоский, никто бы не надорвался, если бы Темза не называлась всю дорогу "река", а ввести в повествование парочку памятников и ключевых локаций - Ньюгейт, Бедлам, Биг Бен, Тауэр, Вестминстер, Святой Павел, Ковент-Гарден и т.д. - полезно для любых возрастов, узнать что и где находится, как выглядит, не помешает дать какие-то исторические сноски, привязку к 1837 году. Не знаю, в чем проблема - потому что название десятка газет того времени авторка перечислила, например.
Герои
Главных всего три:
Джон - юный граф и денди - проработан хорошо, хотя достаточно отталкивающий персонаж, которого ждут положительные изменения в характере. Напоминает смесь Дориана и юного Скруджа, пожалуй.
Молли - ирландка, садовница соседской леди, по совместительству воровка и еще один оживший труп. Когда девушка появляется в кадре впервые - не понятно, что она главная героиня. И потом мы должны внезапно, на ровном месте, сопереживать ей и вникать в ее предысторию, хотя на этапе начала героиня кажется - статисткой, а потом, в какой-то момент, занимает собой приличную часть повествования - к тому же, без должного раскрытия или развития.
Бен - старший брат гг, представлен классическим образом ученого (Виктор Франкенштейн), нужен только для того, чтобы воскресить в подходящий момент других героев, после - за ненадобностью исчезает почти до финала, совершенно не заботится о том, что два оживленных тела сбежали из его лаборатории…
Как видно, претензий нет только к гг.
Слог скуден, хоть и стилизован, 10 - был, была, было на разворот, постоянно в этом своем плаще, взял своими руками, взмахнул своими волосами, посмотрел своими глазами - так пишут фанфикрайтеры 13-16 лет…
Обилие местоимения Я (повествование от 1-го лица), - почему нельзя опускать его после предложения, где энто ваше Я уже использовалось? - загадка века.
Просто мой пример: Я вошел в гостиную. Я прошел к камину. Я схватил книгу и выбежал прочь. А я уж подумал, что все конечно.
Делаем так: Я вошел в гостиную и прошел к камину. Схватил книгу, тут же выбежал прочь. Мне уж подумалось - все, конец.
Плюс ставлю только за стилизацию - да, она есть, хорошо сделана, чаще всего возникает чувство, что ты читаешь английский роман XIX века. Однако англичане не говорили “экипаж”, как тут постоянно упоминается, потому что есть кэбы, а еще они использовали слово “коляска”.
Вдобавок... а за такие вещи больше 1 балла не ставлю:
Итоги:
Продолжение истории мне показалось бессмысленным - поскольку 1-ый том обрывается, заканчивается ничем, 2-ой - его напрямую продолжает. Нет никакого нового дела, то же самое. Герои отправились в Ирландию - говорят, ходят, едут, опять говорят, ничего не происходит. Извините, я ухожу по-английски с вашей вечеринки.
Засим мы прощаемся с серией. Скажу, что да - интересно познакомиться с новым автором, посмотреть, как выглядит ныне детская литература, какие приемы используются, что за проблематика освещается, на какие темы можно говорить с ребенком (темы смерти, убийств и косвенной любви к мертвечине в понимании Е. Соболь - вполне подходят для диспута с чадом перед сном).
Если вам не хватает мрачного, но переполненного рефлексией романа о мертвецах - с половиной истории можно ознакомиться, концепт достойный, отрицательный персонаж во главе - тоже хорошо, намеки викторианской атмосферы - имеются, но как приключение или детектив - работая слабая, даже если учитывать, что она для детей, лучше уж Рик Янси - Монстролог - 18+. А детям, кстати, Танамор - не рекомендую.
Оценки
Чтец - 5
Концепт и реализация - 5/3
Сюжет - 2,5
Герои - 3
Язык - 2
Итого 3 с + поставлю.
Поддержать 🔥: