Не так давно в одной из своих рассылок Джеймс Клир, автор «Атомных Привычек» делился цитатой, которая произвела на него большое впечатление. Она принадлежит сооснователю AngelList, площадки по поиску инвесторов для IT-стартапов, Навалю Равиканту, и посвящена чувству зависти.
В своей книге Равикант признается, что зависть для него — очень тяжелое чувство, которое сложно преодолеть:
Когда я был маленьким, я был очень завистлив. Так или иначе, я научился бороться с этим чувством. Однако зависть по-прежнему всплывает в моей жизни. Это отравляющая эмоция, поскольку в итоге вы не становитесь лучше, завидуя. Вы становитесь все более несчастным, а человек, которому вы завидовали, все так же успешен, красив или что вас там интересует.
Далее Наваль рассказывает о подходе, который полностью перевернул его отношение к зависти.
Cherry Picking — Удобный Выбор
В оригинале используется известное понятие Cherry Picking. Говоря о чем-то подобном мы, как правило, используем выражение «манипуляция фактами». Cherry Picking я бы назвал чем-то вроде удобного выбора, когда мы приводим только те факты, которые нам на руку в конкретной ситуации, игнорируя все остальные, особенно те, которые могут быть для нас неудобными.
Когда риэлтор расхваливает вам вид из квартиры и развитую инфраструктура, ни слова не говоря о старой проводке и трубах под замену, он занимается черрипикингом, что в его профессии неизбежно. Когда вы уже приняли решение (возможно, не самое правильное), но вам нужно его рационализировать, вы будете искать и преувеличивать плюсы, отметая в сторону и преуменьшая роль минусов.
Помимо всего прочего, Cherry Picking — излюбленный инструмент аффилированных СМИ, перед которыми стоит задача изложить правильную точку зрения.
Зависть = Cherry Picking
Наваль Равикант буквально разгадывает код зависти, обращая внимание на то, что она по своей сути очень сфокусированная и концентрированная:
Однажды я осознал, что не могу просто взять некоторые аспекты жизни людей, которым завидую. Я не могу сказать «я хочу его тело», «я хочу его деньги» или «я хочу его личные качества». Вам придется быть этим человеком. Вы бы действительно хотели быть тем самым человеком со всеми его проблемами: желаниями, семьей, мировоззрением? Если вы не готовы на стопроцентный обмен телами с этим человеком 24/7, тогда нет совершенно никакого смысла ему завидовать.
Когда я это понял, то зависть исчезла сама собой. Я не хочу быть кем-либо еще. Я абсолютно счастлив быть собой.
Хотел бы я иметь тело как у Арнольда Шварценеггера? Да, почему бы нет! А что насчет предпринимательской, актерской и политической карьеры? Да, он успел позаниматься практически всем! Но хотел бы я развестись с женой после 25 лет брака, да так, чтобы весь мир узнал о том, что у меня есть сын от домработницы? Хотел бы я потерять отца и брата, так и не успев наладить с ними отношения?
Дело в том, что «тело Шварценеггера» идет только в комплекте со всеми его проблемами, выбрать отдельные аспекты «Железного Арни» нельзя.
Зависть не может быть избирательной, поскольку все качества и достижения людей культивируются не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с остальными сферами жизни: ментальными и физическими чертами, социально-экономическими условиями и так далее. Все элементы системы взаимосвязаны между собой: кто знает, вдруг, если бы отец Шварценеггера был более мягким и любящим человеком, его невероятное путешествие так и не состоялось бы, Арнольд был бы просто крупным австрийским парнем?
К тому же мы никогда не знаем, что остальные люди чувствуют на самом деле. Лишенные какой-либо приватности, голливудские звезды могут быть глубоко несчастны из-за своей славы. Добившиеся невероятных успехов профессиональные спортсмены могут не иметь в своей жизни ничего, кроме спорта. Гении наук порой плохо вписываются в общество.
Ключевое в данных примерах — это «могут» и «порой». Никому кроме этих людей неизвестно истинное положение дел. На поверхности лишь то, что привлекает всеобщее внимание, но не то, что за ним стоит.
Фокус на Своей Жизни
Данное упражнение Наваля отлично отрезвляет и заставляет вернуться к собственной жизни, единственному, на что мы можем иметь максимально полный объективный взгляд, что можем полностью контролировать
В мире существует только одна жизнь, в который мы будем чувствовать себя комфортно, и она наша. Незачем пытаться быть тем, кем вы не являетесь, зато вам под силу главное — превратить себя в того, кем вы действительно хотите стать.
Каждый из нас — результат невообразимого стечения обстоятельств, каким-то образом собравшего нас здесь. Этот случай вызывает истинное восхищение.