Представьте себе, что практически в центре города Владивостока буквально у вас под ногами расположена небольшая штольня. На первый взгляд довольно необычно и уж точно не типично для Владивостока. На самом же деле город изобилует скальными объектами и соответственно горных выработок хватает, но с добычей полезных ископаемых они никак не связаны, впрочем и в этой штольне ничего не добывали. Но обо всём по порядку.
Штольня строилась студентами горного факультета Дальневосточного политехнического института с 1956 года до начала 70х годов. Как не сложно догадаться служила она для отработки практических навыков студентов горного факультета, а не для добычи чего-либо.
За всё время студентам удалось осуществить проходку всего 60 метров, весьма не густо. Ближе к концу у штольни присутствует боковая выработка оканчивающаяся 18-ти метровым шурфом, который я к сожалению не сфотографировал.
Шурф – выработка небольшого сечения и длиной до 50-60 м, имеющая непосредственный выход на земную поверхность и предназначенная для разведки полезного ископаемого или для обслуживания подземных работ: спуска крепежного леса, вентиляции, подачи закладочного материала и др. Шурф, в отличие от ствола, обычно не оборудован механическим подъемом, но имеет специальное отделение с полками и лестницами, используется в качестве запасного выхода.
В данном случае шурф квадратного сечения в бетонной отделке оснащён металлической вертикальной прямой лестницей в так себе состоянии.
На практических занятиях студенты отрабатывали навыки бурения шпуров и закладки взрывчатки, последующего подрыва, откатки породы по штольне.
Не смотря на малые объемы откатка породы осуществлялась вагонетками при помощи шахтного электровоза. Когда-то они стояли в штольне, но сейчас остались лишь рельсы узкоколейки, по которой они ходили.
Однако, что интереснее, ранее в штольне можно было увидеть различные виды крепи, которыми были укреплены своды штольни студентами. Это была и деревянная крепь, и крепь с помощью анкерных креплений, и бетонная обделка. Со временем разумеется крепь (особенно деревянная) пришла в негодность и штольне стало угрожать обрушение.
В результате полной замены крепи на бетонную с усилением металлическими арочными швеллерами мы можем наблюдать современный вид штольни, изначально же она выглядела не так. Благодаря швеллерному усилению штольня очень фактурно выглядит и даже слегка напоминает некий тоннель метрополитена.
В самой штольне так и остались лежать неиспользованные бетонные арочные конструкции. Кроме них в штольне остался вентиляционный рукав, взрывозащищенные пускатели, стенд с образцами измерительных приборов и некоторое другое оборудование.
На этом мы выходим из приятной прохлады штольни, закрываем за собой ржавые ворота и выходим из тёмного неприметного закоулка на улицы спящего города.