Найти в Дзене

По мнению родителей: новые единицы измерения отношения педагога к детям

Оглавление

Сразу оговорюсь: это не баллы и критерии, которые разработало для педагогов некое важное министерство, подкрепив масштабнейшим приказом неукоснительно их соблюдать. Хотя, как думают многие коллеги, скоро и до этого дойдет.

Но это - тоже цифры. Интересные, неведомо откуда взятые, обсужденные кем-то там "наверху" и записанные в очень строгом документе "о предоставлении социальных услуг". Да, именно социальных, потому что спецучреждение для особенных детей (детей с ОВЗ), в котором работаем мы с коллегами - социальное.

Отдел, в котором я работаю, состоит из специалистов, ведущих занятия с этими детьми (психологи, дефектологи, логопеды, и, как я - "кружковцы"). Вроде бы большое такое подразделение, но - это лишь маленькая долька в системе учреждения (ведь там работают и медики, специализирующиеся на "клиентских нозологиях", и хозяйственники, создающие почти домашние условия для деток и сопровождающих их родителей, и добрые ответственные воспитатели, которые сутками дежурят в стационарах непосредственно рядом с детьми).

Но моё дело - это кружковые занятия. Посему - в мелких подробностях я могу пересказывать только то, что происходит вокруг этой темы (и, ЕЩЕ раз напомню, я только пересказываю, а диагностировать, давать рекомендации и советы по исправлению, а уж тем более доказывать кому-то что-то - это не тема канала).

А теперь - к теме

В прошлой публикации я останавливалась на том, таким ли важным качеством для педагога, работающего с особенными детьми, является безграничная и всепоглощающая любовь к этим деткам.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
И, прочитав комментарии читателей, я увидела, что всё же большинство людей думают так же как я: добросовестности, ответственности, терпению и пониманию - ДА, а слезливо-жалостливой, самоотверженной любви - нет, нет и НЕТ!

Но ведь... родители наших воспитанников почему-то требуют с нас (не только педагогов, но и тех же медиков и воспитателей) - ТАКОЙ любви к их детям, которая граничит с самопожертвованием и обязана быть бескорыстной и святой.

Я не шучу и не преувеличиваю. Помню, как одна из мамочек так и сказала одной нашей воспитательнице:

- Я слышала, как вы ночью с коллегами в игровой обсуждали ваши зарплаты, жаловались. Но вы же пришли сюда богоугодным делом заниматься. А если хотите за это большую награду - то это уже не богоугодно! А как же любовь к детям?

Но, простите, а "богоугодно" и с любовью - это как?

Ну, про "богоугодно" - это я поняла. Бесплатно. А как быть с той самой пресловутой любовью?

О, на этот вопрос мне дала ответ другая мама (кстати, приличная, симпатичная, ухоженная женщина, не базарная хабалка и без "веерных" пальцев).

А было это так!

Уже в который раз приехал к нам на трехнедельный курс мальчик Ярослав (5 лет, РАС) со своей мамой. Мальчик - тяжелый, НЕсохранный, агрессивный, обращенную речь - не понимает, простые просьбы - не выполняет.

Хотя... сейчас информация о Ярославе не так важна (ведь, несмотря на любые "особенности", КАЖДЫЙ ребенок в смене должен получать ВСЕ занятия).

Но, так уж вышло, за 2 последних года именно в мой кружок они ни разу не попадали. Вот такие совпадения! В 2022 - я как раз "повидлой" болела в их смену, другой их заезд - попал на мой отпуск, а в марте 2023 - я после операции была (естественно, на долгом больничном) - и тоже в их смену.

Но в этот раз (ноябрь 2023) - наконец-то, дорвались они и до моего кружка! По личной просьбе заведующей, которую мама Ярослава терзала вопросами "Почему нас в этот кружок никогда не записывают?" - и строго в рамках СВОЕГО расписания (а это, в силу моего еще пока неполного восстановления - только ПОЛСТАВКИ, а значит - в кружок могут попасть НЕ все), записала я к себе на занятия и Ярославку.

Почему вы так не любите моего ребенка?

Странный вопрос, правда? Вот представляете, еще даже заниматься с Ярославом не начали, а мама пришла ко мне в кабинет именно с таким вопросом. Вот прямо дословно!

- Что случилось? - удивленно спрашиваю мамочку, которая подошла к моему столу и протянула мне листочек с расписанием занятий-процедур Ярослава.

- Это что же получается? Впервые за четыре(!) курса мы попали в ваш кружок, а вы нам в бегунок всего 4 занятия проставили? Но почему? Музыкальных-то - нам 7 поставили, а по труду - 9! Чем вам мой ребенок не угодил?

- Понимаете, - говорю, - я работаю на ПОЛставки, музрук - на ставку, а трудовик - на полторы. И у каждого специалиста - свои "плановые" цифры. Но всё составлено в рамках ВАШЕЙ индивидуальной программы и в соответствии с ВАШИМИ цифрами.

- А какая разница, сколько у вас ставок? Все прекрасно видят, что моему сыну не музыка нужна, а как раз что-то потише, - отвечает мама, - и вообще! Вот, посмотрите на расписание! Приглядитесь, пожалуйста.

Не понимая, ЧТО мама имеет в виду, смотрю в листочек. И мама, проводя пальцем по столбцам таблички, говорит:

- Видите? У нас только по средам ваши занятия стоят. Ну и один понедельник. Более-менее, если вместе с другими занятиями. А по вторникам - вот, видите? Почти пусто! Может, мы все-таки добавим ваших занятий, чтобы вторник у нас не пустовал?

- Извините, - отвечаю, - во вторник - точно не получится. Совсем никак не полу...

Не успеваю закончить "фразу-обоснование", т.к. мама уже опережает меня своим резонным вопросом:

- Ну почему вы не хотите доставить нам занятий на вторник? Неужто вы так НАС не любите?

Ащщщщ... Нет, я всё понимаю, мама переживает, хочет больше и лучше (как и любой нормальный родитель), но снова давить на "любит-не любит", еще и не разобравшись в ситуации... Зачем?

Но все же держусь степенно и выдыхаю мамочке правду:

- По вторникам я здесь не работаю. Извините.

Мама (я думаю, не с целью "докопаться", а просто "по инерции"):

- А почему?

Смотрю маме в уставшие глаза, беру ее за руку и отвечаю:

- Видите ли, из-за того, что я работаю на полставки, то работаю я НЕ каждый день. И вторник - у меня НЕрабочий день. Поэтому я никак-никак не могу заниматься с Яриком по вторникам. И по четвергам - тоже.

- А что тогда нам делать? - спрашивает мама, - вот и ВЫ не хотите нам занятий добавить. Да и по сказкотерапии - тоже учительница рогом уперлась, говорит - не могу поставить больше чем надо. Принципиальная. А почему все уверены, что знают, сколько нам надо?

Понимаю, что мама не со зла напирает, и даже не хитрит, а просто растерялась... И приглашаю ее прийти в обеденный перерыв с индивидуальной программой Ярика.

Всё - точно по программе!

Все программы - хоть и подогнаны под "стандарты", однако могут разниться. Все-таки, ребята приезжают из разных городков и поселков области, и сами бумажки каждое направляющее учреждение может составлять по-разному. Например, у Ярослава в программе - всего 30 "досуговых услуг" на курс.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Берем листок и карандаш и начинаем вместе с мамой считать и разбирать:

Вот, смотрите! 30 услуг! Теперь смотрим по ОБЩЕМУ плану - у нас 6 групповых мероприятий (и, по паспорту услуг, это значит, что уже 6 услуг по каждому - получает каждый ребенок). Далее - 7 музыкальных занятий плюс 9 трудовых. То есть, все эти цифры вычитаем из 30. Остается - 8. Как раз по 4 занятия с Яриком для меня и "сказкотерапевта". Как-то так!

- Легко это вы рассчитали, - говорит мама, - цифрами-то красиво получилось, а вот по-человечески... Да и вообще... У наших соседей в программе не 30, а 37 в этой графе. А чем мой ребенок хуже того ребенка? Ох и не любит нас наша Светлана Ивановна из соцзащиты...

Маму - понимаю

По-человечески... И даже в чем-то жалею. Я ведь сама ведь тоже успела поездить и потоптаться по всем краям города, когда никто не хотел мне помочь во время тяжелой болезни. И со мной тоже была моя мама рядом, которая тоже многих "сильных мира сего" упрашивала, когда я уже не могла этого делать самостоятельно. Но...

Цифры! Люди презирают цифры, которые установил кто-то "великий сверху", а кто-то "принципиальный снизу" не хочет "чисто по-человечески" их помножить. Но ведь... получается, что те же люди - сами устанавливают цифры! А количество услуг (т.е. цифры) - выдают за основное "мерило" любви "оказателя услуг" к "получателю услуг", т.е. в нашем случае - Ярику.

Кто-то скажет:

- Ну, раз такая белая-пушистая и понимающая - так и проставила бы мальчику услуг вместо всей этой никому не нужной болтовни!

Но ведь... таких Яриков в каждой смене - много-много. А сколько может быть "окошек" в расписании педагога, работающего на полставки? Правильно, их просто нет!

И к Ярику я отношусь - по-доброму и с теплотой. А цифры - это просто цифры...

С добротой и теплотой - ко всем!

Рада добрым и теплым людям. И также новым подписчикам.