Найти тему
16,8K подписчиков

История про Слона: Перспективный сверхтяжелый военно-транспортный самолет с ПД-35

3,8K прочитали

Различные источники в российском сегменте интернета время от времени сообщают о находящемся в стадии проектирования новом сверхтяжелом транспортном самолете под названием «Слон». История с перспективной машиной, между тем, целиком завязана на наличие двигателей соответствующего класса. Попробуем немного разобраться в этой теме, используя доступную на начало 2024 года информацию.

Различные источники в российском сегменте интернета время от времени сообщают о находящемся в стадии проектирования новом сверхтяжелом транспортном самолете под названием «Слон».

«От героев былых времен»

В 2022 году назывались проектные характеристики будущего сверхтяжелого самолета: максимальная коммерческая нагрузка 180 тонн, скорость 850 км/ч, дальность 7000 км (с нагрузкой 150 тонн). Исходя из этого, легко понять, что машина нацелена в нишу «на замену Ан-124» с превышением возможностей легендарного советского самолета, максимальная нагрузка которого составляет около 120 тонн. Последние два Ан-124 «Руслан» построены в Ульяновске в 2004 году из прежних заделов, на тот момент сообщалось об оставшихся в недостроенном состоянии еще 3 машинах. Вопрос возобновления производства успешной и востребованной машины поднимался постоянно. В 2013 году перед проамериканским переворотом в Киеве подписывались очередные соглашения о совместном перезапуске Ан-124 с использованием кооперации промышленных предприятий России и Украины. Проект зависел не только от желания сторон получить выгодную многолетнюю загрузку авиапрома, но и от наличия двигателей.

Различные источники в российском сегменте интернета время от времени сообщают о находящемся в стадии проектирования новом сверхтяжелом транспортном самолете под названием «Слон».-2

Дело в том, что Ан-124 использует 4 двигателя Д-18Т, которые выпускало и обслуживало советское предприятие в городе Запорожье, доставшееся после 1991 года «независимой Украине», Запорожское моторостроительное производственное объединение («Мотор Сич»). Д-18Т имеет максимальную взлетную тягу около 23,4 тонн, сухая масса составляет около 4,1 тонны, поставочная масса Д-18Т 3-й серии – 5,6 тонны.

После событий 2013-2014 годов в России неоднократно поднимался вопрос о необходимости либо самостоятельного освоения полного цикла производства и обслуживания тяжелых двигателей Д-18Т или разработки собственного силового агрегата нового типа, который будет использоваться в военно-транспортной и гражданской авиации в течение как минимум ближайших 40-50 лет. Был выбран второй вариант – о нем чуть позже. Причем по обслуживанию Д-18Т для Ан-124 российская сторона умудрялась достаточно долго сохранять связь с запорожским заводом и обходными путями завозить всё, что нужно оттуда, даже когда в Киеве уровень неадекватности по отношению к России превысил все возможные пределы. Так или иначе, имеющиеся более 30 Ан-124 в России оснащены Д-18Т, проходят обслуживание и поддерживаются в летном состоянии и в 2024 году. Что придет им на смену и откуда взялся «Слон»?

Большие амбиции большой страны

Появление нового самого большого и мощного авиадвигателя полностью российского производства – задача крайне амбициозная. Достаточно сказать, что изначально на проектирование и появление первого рабочего образца газогенератора двигателя, получившего название ПД-35, ушло более 6 лет. В 2023 году в СМИ стала поступать информация об успешных испытаниях (см. материал https://tehnoomsk.ru/archives/9946) газогенератора и дальнейших планах по развитию проекта уже в «железе» с прицелом на 2025 год, когда должен быть готов первый опытный образец для летных испытаний. В 2020 году назывался срок готовности двигателя к серийному производству – 2028 год (см. материал — https://tehnoomsk.ru/archives/3972). Если не гнать коней ради каких-то дат, то, скорее всего, это будет 2030 год, о чем уже неоднократно говорили источники в отрасли. Это нормальные сроки для такой масштабной разработки, позволить себе какую сегодня могут лишь в трех-четырех странах мира. ПД-35 будет физически больше Д-18Т (примерно на треть), но и максимальную взлетную тягу он должен выдавать на уровне 35 тонн. И вот теперь о применении нового авиадвигателя.

Разговоры, что России нужен новый сверхтяжелый транспортник тянулись много лет. В 2000-х годах снова вспомнили заброшенный после развала СССР проект Ил-106, фактически немного недотягивавший до уровня Ан-124 в своих проектных характеристиках. Но в «Ильюшине» изначально проектировали свою машину под двигатели НК-92, которые так и не дошли до производства. Поэтому разговоры про Ил-106 сменялись разговорами о перезапуске производства Ан-124 в Ульяновске и так далее по кругу. В 2015 году, например, даже пообещали к 2022 году выдать новый вариант Ил-106 с улучшенными характеристиками

Различные источники в российском сегменте интернета время от времени сообщают о находящемся в стадии проектирования новом сверхтяжелом транспортном самолете под названием «Слон».-3

В 2016 году по заказу Минпромторга РФ началась работа над полностью новой машиной, получившей рабочее название «Слон» и уже с расчетом на использование ПД-35. Пока проектирование новых движков шло на уровне компьютерных моделей и поисков оптимальных схем, скорость работ по «Слону» высокой не была. Когда двигателестроители ускорились, пошло движение и по самолету. В 2022 году в ЦАГИ сообщило, что уже выполнены два цикла исследований по аэродинамике на разных скоростях полета, в том числе с визуализацией обтекания, после чего компоновку будущего транспортного гиганта доработали, увеличив сечение фюзеляжа, уменьшив обтекатель стыка крыла с фюзеляжем, проработав конструкцию пилонов и мотогондол под ПД-35 и варианты законцовок крыла. Проект перспективного сверхтяжелого транспортного самолета будет обретать больше конкретных черт и дойдет до постройки опытного образца, когда будут готовы новые двигатели.

В начале 2024 года можно констатировать факт, что у «Слона» есть будущее, тем более что Ан-124 не вечны, и в течение ближайших 10 лет парку этих замечательных воздушных судов потребуется реальная замена.

p.s. В российских соцсетях можно за все эти годы найти немало разных изображений перспективного сверхтяжелого транспортного самолета, но оставим их на совести авторов. Для иллюстрации в начале материала мы использовали фото ЦАГИ, на котором изображена одна из моделей 2022 года, которые использовались для исследований по аэродинамике новой машины.

  • Больше новостей и материалов о российской технике и технологиях на нашем сайте https://tehnoomsk.ru.
  • Уважаемые друзья! Наш медиаресурс никто не финансирует. Будем рады любой помощи. Карта 5336 6903 1347 4720. Спасибо, что читаете нас и делитесь нашими публикациями!